Никита! Верно ведь? :-)
можно в более широком смысле рассматривать Модель - не только как диаграмму или набор диаграмм.
Так ведь модели, то разные бывают. И графические образы - это еще не все модели. Модели бывают самыми разными.
К примеру, ты хочешь изучить насколько хорошо работает некоторый магазин. А как это установить? К примеру ты нарисовал модель DFD, показывающую как происходит процесс покупки в целом. Однако, такая модель статична. Не эффективна. Как бы ты не ставил с ней эксперимент, подбрасывал в воздкх листочик с рисунком, дул на него, поливал водой - ничего не изменится. Чтобы поставить эксперимент нужно управлять процессом, задавать данные, управляющие воздействия. Но и модель должна быть динамичной. Тогда тебе приходит на ум испоьзовать E-сети (расширения сетей Петри). У тебя даже есть инструмент, в котором ты рисуешь процесс покупки как модель сети Петри. Ты выделяешь фазы - фазу выбора товара, фазу стояния в очереди в кассе. Т.е. фактически моделируешь СМО(систему массового обслуживания). Теперь уже у тебя есть возможность что-то менять и чем то управлять. Конечным итогом например можно, при какой организации процесса будет получена максимальная прибыль в среднем. Ты задаешь ограничения и т.п. Т.е. так или иначе для построения модели, пока еще неиспользуется эксперимент, используется математическая Q-схема, а вот ее вариант, структура, архитекртура если хочешь, наиболее эффективно отвечающая твоим требованиям получается в ходе эксперимента с моделью.
Тогда ты формируешь целевую функцию, создаешь ПЛАН эксперимента, и экспериментируешь реализуя стратегической и тактическое планирование. Получаешь кучу информации и принимаешь решение.
Все-таки наверное лучше сказать, что эксперимент - средство построение эффективной системы (а не самой модели как таковой).
Так или иначе, твой тезис, что эксперимент может быть раньше модели - не верен.
Модель возникает в голове человека, возможно как реакция на некое раздражение (эксперимент как ты говоришь). Т.е. можно сказать что модель поведения формируется в ходе некоего эксперимента. Но тут скорее нужно говорить не о модели поведения, а о стереотипе. Хотя можно полагать, что все это так или иначе связано с моделью.
дело в том, что человек, скорее всего, мыслит моделями. Модель мышления, модель мира. модель поведения, модель восприятия и т.д. безусловно результат взаимодействия объекта с внешней средой, с внешними раздражителями. Однако такие модели могут сформироваться только у живых или адаптивных объектов.
Таким образом - внешнее воздействие есть информационное сообщение, воспринимаемое рецепторами живой или адаптивной информационной системы. Происходит накапливание информации - процесс обработки и хранения - выработки алгоритмов поведения на внешний раздражитель. Масса таких моделей поведения составляет инстинкт, другая условные рефлексы (опыт), третья - знания (предвидение последствий)
Т.е. вывод: эксперимент действительно может формировать модель (опыт и т.п.).
Но как опеределить место эксперимента в нашем смысле? Я думаю только как средство принятия решения, как средство выбора лучшей модели среди альтернативных построений.
Я допускаю например мысленный эксперимент, логический эксперимент, но каковы условия, как определять результаты в этом случае?