О действующих лицах и прецедентах(Прочитано 31131 раз)
Хотелось бы получить совет, критику, помощь.

Есть все-таки непонимание понятий: действующие лица и прецеденты. Причем не в теоретическом плане, а именно в практическом.
В настоящее время ведется работа по исследованию и вероятному построению в будущем системы управления документаоборотом или просто ИС, пока точно неизвестно, для деканата вуза.

Вот хочу представить некоторое описание типичной ситуации?
Студент подает заявление на оказание: материальной помощи, социальной степендии, предоставления академотпуска, продления сессии и т.п. Секретарь(методист) принимает заявление. Декан рассматривает заявление и в зависимости от ситуации, принимая во внимания все аспекты, либо утвержаает заявлени либо отклоняет его. В случае положительного решения готовится приказ методистом, декан его подписывает. Студент в определенный момент узнает о решении.
В моем понимании Студент - заинтересованное лицо -основное действующее лицо, инициирующее процесс. Методист вспомогательное лицо либо исполнитель. Декан - вероятно исполнитель данного прецедента.
Кто участники процесса и как их классифицировать например согласно Коберну или согласно RUP.
Как назвать прецедент? Подать заявления - кажется является только шагом ВИ? Тогда какой прецедент тут имеет место - Обратиться с просьбой?
В общем, если кто заинтересуется, опубликуйте свои варианты. Обсудим...



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #1 : 30 Декабря 2006, 23:12:30
Согласен с Boatman, сначал нужно выбрать конекст
Т.к. мы с Эдуардом общались, то я понимаю, что это бизнес конекст, т.е. масштаб - деканат. С конекстной диаграмой согласен, но такого в ЮМЛ нет :) Попробуй в Розе так нарисовать :)

Кто-то будет спорить, но на БДВИ я бы отобразил Студента и ВИ, н-р, "Подать Заявление". Название конечно важно, но мы же все знаем, что оно не мене важно чем описание, так что назвать как-то идиельно не поличтся, чтобы и цель была и главного актера оставить.

P.S.ИМХО, тему нужно переместить в раздел "ЮМЛ для всех" или в "Примеры"
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #2 : 30 Декабря 2006, 23:13:33
С контекстной диаграмой был согдасен, но с ДВИ не согласен в корне, это один ВИ - "Подать заявление", а типов заявлений может быть много.
Можно ВИ назвать "Получить что-то", но тогда вопрос что? Разбивать на 4 ВИ не следует, т.к. мы уже получаем некую структурную модель тем самым, а не поведенческую.
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2006, 23:16:47 от bas »
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #3 : 31 Декабря 2006, 01:28:16
Цитировать
2 bas Еще про розу и нарисовать. Контекстная диаграмма - это иллюстрация. моя нарисована в Розе и подправлена в MS Paint. А в некоторых других рисовалках есть элемент boundary - он подходит для группировки элементов. Но выкрутиться можно всегда с большим или меньшим комфортом.
Да и Розе баундари можно в виде пакета показать, я не об этом, я о Системе :)

Цитировать
Про согласие и несогласие с ДВИ. Я привел текст сценария. Можно видеть, что для других ВИ текст цсенария будет совсем другим (другие расширения, другие интересы, другие действующие лица). Например, в продлении сессии не будет участвовать ни бухгалтерия ни критерии принятия решения о матпомощи. То, что чем-то похож основной сценарий - это во первых совпадение, а во вторых по мере прояснения подробностей он может стать различным для всех четырех ВИ.
Ну не совсем другой, это можно оформить в виде расширений и внутрених подсценариев. Просто это ты на одну грубо говоря проблему Студента завел 4 ВИ, и сколько же их будет в конце????? Не уместишь все на ДВИ. Юрий Булуй как-то на старом форуме говорил, что ВИ должно быть около 10-15 для большой Системы, а у нас малюсенкий кусок.
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #4 : 31 Декабря 2006, 13:32:01
Ого, да тут целая дискуссия развернулась. Спасибо.
Извините за маленькую провокацию. :-)

Я специально сформулировал задачу слишком в общих терминах, чтобы посмотреть, что получится у других. А также как другие понимают эту задачу.

Сергей, спасибо за интересные предложения.

Теперь о деталях.

1. Деканат - это орган управления факультетом, реализующий целый набор функций и обязанностей декана. Работа на факультете помимо деятельности деканата включает также деятельность ученого совета факультета - высшего органа управления. Однако в данном случае мы рассматриваем именно деятельность деканата - как системы, реализующей функции декана.
Можно сказать, что декан использует систему деканата, как управляющий орган, как средство управления факультетом и реализации своих обязанностей. У декана их очень много. В частности я выделил вот эту небольшую функцию - решать вопросы студентов, связанных с учебной их деятельностью и с административной деятельностью.

2. Теперь о работниках - деление работников деканата - довольно условно. Обычно есть декан, замдеканата и методисты, один из которых является главным и выполняет часто роль секретаря (подготовка бумаг, прием заявлений, учет успеваемости и т.п.). В нашем случае разницы между секретарем и методистом в общем нет. Принять заявление может любой работник деканата, в том числе и сам декан, если он на месте...

3. Мне еще хотелось выяснить. Методист в данном случае второстепенное лицо? т.е. лицо помогающее студенту достигнуть своей цели. А декан - это исполнитель процесса или же все-таки внешний участник?

4. Безусловно обращение за материальной помощью или социальной степендией - это один случай, а обращение за академотпуском, продлением сессии и т.п. - другой случай. Однако для всех этих случаев существует четкая последовательность - прием заявления, рассмотрение заявления и запуск приказа в исполнение. Кроме того, в будущем могут появится другие формы заявлений или случая, на которые может студент обращаться. Т.е. если выделить только эти 4 случая, можно потерять тот факт, что возможны расширения случаев обращения.

5. Форма заявления пока произвольная, однако можно их выделить таким образом:
Шапка заявления : кому , от кого
Тип заявления: матпомощь, соцстепендия, академотпуск, продление сессии, предоставление общежития и возможно другие...
Причина обращения: изложение причин по которым студент полагает, что возможно положительное решение: тяжелое матобеспечение, проблемы со здоровьем, семейные проблемы, и т.п.
Подпись, число. Т.е. если данное заявление предполагается фиксировать в базе данных, то в общем форма его вполне понятна.

6.
Цитировать
Деканат хочет (что хочет деканат на самом деле???) соблюдения установленной процедуры (прохождение заявления согласно инструкциям, приказам, правилам???) и соблюдения установленных условий (непревышения бюджета материальной помощи, не давать помощь два раза в месяц одному и тому же, помощь выдается раз в месяц, какие еще критерии и условия)
Вероятно не деканат, а декан. Думаю декан сам по себе врядли чего-то хочет. Хотя он предследует законность своих решений, собледение норм и правил...

7.
Цитировать
- каковы формальные критерии принятия решения и какая для этого требуется информация
- какие официальные документы подтверждают выявленные бизнес-правиля
- как происходит взаимодействие с бухгалтерией (кстати, пока мы не начали писать текст о ее существовании никто не вспомнил, но уже успели согласиться с контекстной диаграммой)
Да это следует уточнить, но думаю требуются определенные справки в случае предоставления социальной степендии(на пример о материальном положении семьи), при продлении сессии (заявление завкафедрой, или других просителей), в случае академ отпуска, причина должна доказывааться некоторыми документами...
Насчет обращения в бухгалтерию - тут точно не знаю, обычно матпомощь или соцстепендия назначается по приказу деканата из фонда факультета, а затем выдается на общих основаниях через бухгалтерию старосте группы. Кстати факт присутствия бухгалтерии делает ВИ получить денежную помощь(какая бы она не была) отличным от ВИ получить решение по организационным вопросам(академ отпуск, продление сессии и т.п.).

Безусловно появляются множество дополнительных вопросов, а что случается в случае продления сессии со стипендеей? Или ухода в академ отпуск? Очевидно стипендия снимается. С дургой стороны есть коммерческие студенты, которые стипендию вообще не получают и не могут обращаться за материальной помощью, но могут обращаться за другими вопросами.

Видим что студент у нас разделился: на бюджетного и коммерческого(или на компенсанционной основе). Не будем трогать заочников, это совсем другой деканат. Мы рассматриваем деканат очной формы обучения.

Думаю надо выделить два ВИ как минимум:
Получение денежной помощи
Решение организационных вопросов
То что их реализация может быть унифицированной ничего не значит. Так ведь?

А не плохой получился диспут:-))

Саше!!!
Пока не будем переносить. Категория называется теория и практика UML, я же здесь рассматриваю не всю систему, да и не конкретный ВИ, а методологию его анализа:-))

Сергею!!!
Как ты думаешь подобное заание, может служить основой для выполнения самостоятельного задания в рамках курса ТИПиС (теория инфор. процессов и систем) не зависимо от методологии?





Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #5 : 31 Декабря 2006, 16:01:33
Думаю последний пост в году уходящем. Беру твой ВИ и пытаюсь его пригладить:-)
Итак.

Получить материальную момощь
Контекст: бизнес.
Уровень: средний.
Прозрачность: черный ящик.
Предусловие: Отсутствует.
Триггер: Студент подает заявление на получение единоразовой материальной помощи.
Участники и интересы:
Студент - хочет получить материальную помощь в виде одноразовой денежной выплаты.
Декан - хочет соблюдения установленной процедуры (прохождение заявления согласно инструкциям, приказам, правилам???) и соблюдения установленных условий (непревышения бюджета материальной помощи, не давать помощь два раза в месяц одному и тому же, помощь выдается раз в месяц, какие еще критерии и условия), оказать помощь студенту в рамках установленного денежного фонда, например перераспределить остатки фонда в конце года
Бухгалтерия - хочет иметь информацию о начислении материальной помощи конкретному студенту до начала расчетов по стипендиям
Основной сценарий
1. Студент подает заявление установленного образца, в котором указывает причину оказания помощи
2. Декан рассматривает заявление
3. Декан утверждает заявление и передает методисту для оформления приказа.
4. Методист передает подписанный деканом приказ в бухгалтерию.
5. Бухгалтерия начисляет необходимые средства студенту в очередную стипендию
6. Студент получает деньги в кассе (обычно староста выдает студенту деньгив день выдачи стипендии 25 каждого месяца)
Расширения
2а. Деканат отклоняет заявление по причине неверного оформления заявления (напрмер, нечетко указана причина, по которой следует выдать мат помощь).
2а1 Студент возвращается к шагу 1.
2б Деканат отклоняет заявление по причине того, что студент уже получил матпомощь в этом семестре.
2в Деканат задерживает продвижение заявления из-за необходимости предоставить доказательства
2в1 Студент решает вопрос с деканом напрямую и при успешном решении возвращается к шагу 1
5а. Приказ поступил слишком поздно.
5а1.Бухгалтерия делает начисление в следующую стипендию
или
5а2.Бухалтерия выписывает ордер на выдачу мат помощи студенту через кассу.



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #6 : 01 Января 2007, 17:02:40
Для того чтобы не потерять контекст ВИ, я всегода (в Розе) в разделе Description пишу краткое описание, когда формирую ДВИ, н-р, так:
"Подать заявление на на оказание:
*материальной помощи,
*социальной степендии,
*предоставления академотпуска,
*продления сессии и т.п"
Так что контекст ВИ у меня никогда не теряется. Естественно, после проработки спецификации может что-то еще появится.

Вы опять говорите про Черный или Прозрачный ящик. И говорите, что прозрачный ящик - это когда видно всех исполнителей, а сами пишите "Прозрачность: черный ящик".
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #7 : 01 Января 2007, 19:17:57
Да, Саша, противоречие налицо. В ообще насколько я понял, следуя Коберну, БВИ пишется как прозрачный ящик, а СВИ пишется ка черный, то есть без раскрытия участвующих в процессе компонентов.



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #8 : 01 Января 2007, 19:36:18
Вариант №3

Получить материальную момощь
Контекст: бизнес.
Уровень: средний.
Прозрачность: белый ящик.
Предусловие: Отсутствует.
Триггер: Студент подает заявление на получение единоразовой материальной помощи.
Участники и интересы:
Студент - хочет получить материальную помощь в виде одноразовой денежной выплаты.
Деканат - хочет соблюдения установленной процедуры выдачи матпомощи, соблюдения законности и установленных условий (непревышения бюджета материальной помощи, не давать помощь более одного раза в семестр, не выдавать матпомощь студенту на компенсационной основе). Также желает выбрать фонд денежной помощи в течение календарного года.
Бухгалтерия - хочет иметь информацию о начислении материальной помощи конкретному студенту до начала расчетов по стипендиям
Основной сценарий
1. Студент подает заявление установленного образца методисту, в котором указывает причину оказания помощи.
2. Методист регистрирует заявление и передает его декану на рассмотрение.
3. Декан рассматривает заявление
4. Декан утверждает заявление и передает методисту для оформления приказа.
5. Методист передает подписанный деканом приказ в бухгалтерию.
6. Бухгалтерия начисляет необходимые средства студенту в очередную стипендию
7. Студент получает деньги в кассе (обычно староста выдает студенту деньгив день выдачи стипендии 25 каждого месяца)
Расширения
2а. Заявление оформлено не надлежащим образом.
   2а1. Методист отклоняет заявление.
   2а2 Студент возвращается к шагу 1.
2б. Матпомощь была уже начислена студенту в этом семестре.
   2б1 Методист отклоняет заявление.
3а. Указанная причина требует предоставления доказательств.
   3а1. Декан задерживает продвижение заявления.
   3а2. Студент предоставляет требуемы доказательства.
6а. Приказ поступил слишком поздно.
  6а1.Бухгалтерия делает начисление в следующую стипендию
или
  6а2.Бухалтерия выписывает ордер на выдачу мат помощи студенту через кассу.



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #9 : 01 Января 2007, 19:57:13
Вот некое обобщение.



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #10 : 05 Января 2007, 18:19:30
Сергей. Рисовать или писать думаю выбирать не имеет смысла. Пока писать. Когда например будем предлагать алгоритмы обработки - тогда вполне возможно и графическое изображение на диаграммах активности и других. Диаграмма ВИ - будет полезна как контекст.
Насчет 4 ВИ против 2 и менее. Может ты и прав. Здесь требуется уточнение информации. Вероятно, мат помощь выдается единовременно и в случайные моменты времени. Соц. стипендия привязывается к началу семестра, но заявление может быть подано в любой момент. Думаю в этом разница небольшая. Важна технология. Есть ограниченный фонд, позволяющий оказывать материальную поддержку студентов, мат помощь и соц стипендия, никакого отношения к стипендии бюджетников дневного отделения не имеет. Это скажем надстипендия, дополнительная стипендия, заместительная стипендия и прочее. Матпомощь может оказываться вероятно и в виде грантов, на научную работы, общественную работу, но пока мы это не рассматриваем.
Процедура получения соц стипендии может отличаться, возможно более строгим сбором справок и т.п., а мат.помощь может и сопровождаться столь строгим доказательством. Это надо уточнить. Уже большая польза от анализа возникла!!!!

Однако обрати внимания - я описывал ВИ Получить мат помощь, а не получить вообще денежную помощь. Обобщение думаю возможно: а тонкости можно описать в ограничениях и пояснениях.

Почему я настаиваю на обобщении - возникновения другого тпипа денежной помощи подпадающее под описанный ВИ не потребует изменения модели, а затронет лишь часть добавлений. Конечно - гораздо нагляднее в данный момент описать каждый ВИ как отдельное обращение, отдельную цель, это наглядно, сразу понятно, не вызывает вероятно дополнительных вопросов.

Тогда хотел выяснить твое мнение вот на какой аспект:
предположим есть некая организация - скажем БТИ. Граждане могу обращаться туда по вопросам связанным с жилищем: вариантов много - наследство дарение приватизация изменени строения, оформление техпаспорта, проводка газа и многое другое Во в данном случае - нам прийдется описать все возможные ВИ? понимаю, что часть действий буду общими - скажем оформление техпаспорта проявится во всех практически ВИ.
Следует ли в этом случае выделять каждый ВИ в отдельности, даже если например сценарий может оличаться только одной неочень значительной деталью - например сроком предоставления услуги?



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #11 : 05 Января 2007, 19:34:06
Ой, Сергей, какой ты умный, я просто в экстазе:-))
Но устал уже от ответов, может быть завтра? или в понедельник7
Только ответь мне на вопрос, Вот коберн пишет, что ВИ бизнес-процесса пишется как прозрачный ящик, а системные ВИ как черный, ты же вроде утвержадешь, что бизнеспроцессы нужно описать как черный ящик



Re: О действующих лицах и прецедентах Ответ #12 : 05 Января 2007, 21:37:46
Ну думаю у нас идентичные книги:-)) Ты и приводишь его описания, которые я и имел в виду...




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19