Спасибо всем, что помогаете разобраться в таком нелёгком деле, как работа по ГОСТ34
В продолжение помощи...
- Возможно ли в рамках разработки документации часть написать по ГОСТ34, а часть допустим по 19? Т.е. ТЗ пишем по 34, а руководство оператора по 19?
Да. Но такое бывает очень редко (как и использование 19-го вообще).
- Возможно ли оставить пакет документов без единого ТЗ, сразу оформить несколько ЧТЗ на каждую из подсистем?
Не слышал о таком. Нормальный подход в таком случае - сделать для всех ЧТЗ одно ТЗ-папку, в котором будут обозначены какие-то общие вопросы, а в остальном - ссылки на ЧТЗ.
- Как правильно отформатировать документ(ы)? Шрифт, поля, интервалы и тд.
Нет единого мнения. ГОСТ 2.105, который как раз об этом, разрабатывался для печатных машинок и "чертежного шрифта", которым красиво писали на ватмане от руки. Сейчас никаких проблем не вызывают ТЗ, оформленные 14 или 12 размером с полуторным интервалом. Шрифт - в принципе, что удобно. Чаще всего попадался Times New Roman. Вообще, ГОСТ 2.105 иногда оказывается довольно важным при согласовании ТЗ с заказчиком. При наличии у последнего свирепого нормоконтроля, вернуть документ могут просто по совокупности нарушений правил оформления (точки не там, списки нумерованные, а не маркированные, абзацные отступы не те и т.п.). К счастью, такое встречается редко.
Есть смысл поискать на форумах техписов: наверняка ГОСТовые шаблоны стилей для Ворда (а то и рыбы ТЗ) водятся в изобилии.
- Какие из документов, описанных в 34201 являются СТРОГО обязательными?
Думаю, это не очень корректная постановка вопроса. Обязательность диктуется ситуацией. Минимальный набор, который я видел, это ТЗ, Пояснительная записка к техпроекту, руководство пользователя и ПМИ.
- Насколько подробно необходимо описывать требования именно в ТЗ? И как понять, что необходимый уровень точности уже достигнут. (Здесь будем исходить из того, что подробные ФТ пишутся все-таки на стадии ТП, а в ТЗ пишутся требования верхнего уровня).
Это зависит. Невысокая детализация применяется тогда, когда:
- есть налаженные отношения с заказчиком;
- нет особо времени детализировать;
- есть сомнения в корректности и актуальности частных требований (когда кроме нужного придется делать еще и то, что поспешили навалить в ТЗ). Надо отметить, что в ГОСТ 34.602 (ТЗ) предусмотрен механизм внесения изменений, но на практике он применяется достаточно редко. Хлопотно это, да и чревато повышенным вниманием ревизоров.
Детализируют по максимуму тогда, когда:
- есть высокие риски того, что заказчик постарается "нагнуть" исполнителя на куда большее, чем оговаривалось изначально (пользуясь размытыми формулировками).
- есть возможность тщательно разобраться и "от души" разработать требования;
- вероятность значительного изменения требований невысокая (относительно небольшие сроки, высокая стабильность предметной области).
На практике народ лавирует между этими полюсами по обстоятельствам.
Могу добавить еще вопросы относительно ПМИ, если это пойдет в эту же тему.
Если составлять ЧАВО по ГОСТ 34 вообще, то будет в тему. На мой взгляд, связка ТЗ+ПМИ имеет наибольший "вес" при работе по ГОСТ 34.