Извините. Поясню.
Если руководитель имеет рычаги для обучения, то понятно, что процесс обучения пойдет. А вот если у руководителя нет никаких реальных рычагов (ни премий, ни надбавок, ни курсы, ни семинары, даже отгул и то не может дать), то как заставить рядового аналитика обучить новичка?
Никого заставлять не надо. Даже нельзя.
Можно:
1. Показывать личным примером.
2. Задействовать вышеупомянутое "хорошее человеческое отношение". Если ты в свое время помог человеку, и просишь его помочь другому новичку - он вряд ли откажет. В противном случае это проблема п.3.
3. Отбирать на работу людей, которым по совокупности личных качеств с высокой вероятностью будет интересно делиться опытом, помогать и смотреть, как растут их подопечные.
Такая помощь оказывается в рамках рабочего времени, т.е. формальных оснований для отгулов или компенсаций нет. Разумеется, она идет в ущерб основной работе наставника. Однако этот момент руководителю наиболее подвластен: даем оценку трудозатрат с учетом "отвлечений". Это безусловно затраты работодателя. Но есть и выгоды: в результате в группе/отделе/департаменте увеличивается общее количество сплоченности, мотивации и лояльности, о которых так любят поговорить директора и руководители отделов кадров. Причем не показные, а настоящие.
И да. С руководством надо работать. Капля камень точит (ну или хотя бы задрать так, чтобы оно сказало "да вот тебе премии и отгулы, отъ...вали уже!").