Вот могу добавить статейки Маши Лейнерт
Источники:
1
http://lady.mail.ru/article/247902
http://lady.mail.ru/article/25161На каждом предприятии, в организации и учреждении свои порядки, принципы работы и даже своя идеология. А ещё в каждой фирме есть свои издевательства. Издевательства над сотрудниками, которые тесно переплетаются с корпоративной культурой и корпоративной этикой. Но слово «издевательство» пришло ко мне на ум сразу же, как я решила обобщить опыт нескольких компаний. Ведь иначе это не назовёшь...
Издевательство 1. Для особенного человека – особая должность
Когда собственник нашего предприятия и его директор по совместительству решил ввести новую должность – заместитель директора по экономическим вопросам, мы никак не могли понять, зачем. В условиях политики жёсткой экономии, которой придерживалась наша Фирма, казалось безумством платить ещё одну зарплату и ещё одни отпускные человеку, без которого раньше Фирма прекрасно обходилась. Но зачем был принят на работу Фёдор Константинович Чумаков, мы вскоре узнали. Узнали, как только один из торговых агентов, имея свои 4% от суммы заключённых им контрактов, неплохо сработал, и его проценты составили больше, чем основной оклад. От Фёдора Константиновича тут же последовала служебная записка с обоснованием необходимости снижения процентной ставки, которую получали агенты. И она была успешно снижена сначала до 2%, а затем – до 1%. Мы поняли, что в обязанности Фёдора Константиновича входил анализ и внесение предложение по главному вопросу: где, а точнее, на ком, Фирма может сэкономить.
Издевательство 2. В одном – повышаем, в другом – урезаем
К счастью для рядовых сотрудников, в государстве то и дело повышаются тарифные ставки. И предприятия, как бы они того ни хотели, не могут игнорировать подобные распоряжения. Они обязаны периодически поднимать сотрудникам зарплату. И они это делают, только вот по-особенному…
— К каждому повышению зарплаты мы относимся скептически, — рассказывает программист Паша. – Ведь знаем, если в одном месте повышают, то в другом обязательно урежут. Последний раз мне подняли оклад на 15 долларов, зато перестали платить квартальную премию. Вот вам и повышение.
— Всякий раз, когда у нас поднимают зарплату, то считают, что поднимать её надо не потому, что государство так решило, то есть «не за красивые глаза», — рассказывает Лера. – Вместе с зарплатой нам постоянно повышают и норму выработки. Таким образом, дополнительные деньги сотрудниками результативно «отрабатываются».
Издевательство 3. Собирает фирма, а сбрасываются работники
Я так понимаю, если Фирма, т.е. её руководство, решает поздравить коллектив с профессиональным праздником, значит, это должно происходить за счёт фирмы. Ничего подобного! На корпоративные праздники скидываются все работники. Причём увильнуть от праздника (и тем самым сэкономить свои «кровные») нельзя, так как начинается вечеринка за час до окончания рабочего дня.
Издевательство 4. Должности сокращают, обязанности перераспределяют
В каждом управлении, казалось бы, должно быть по секретарю, который ведёт документацию. Должность эта существовала давно, с самого основания Фирмы. Но в один ненастный день руководитель решил проверить, насколько секретарь загружен работой. Он отдал распоряжение экономисту, а коллеги уже готовили соболезнования. Экономист пришёл к секретарю и несколько дней подряд следил за его работой, подробно записывая, что последний делал и сколько времени уходило на выполнение этой работы. Как вы понимаете, чаепитие и звонки подругам не учитывались. Итог хронометража все знали ещё до его начала. Экономист обязательно докажет, что загруженность у секретаря неполная. Дальше события могут разворачиваться в двух направлениях: либо на секретаря возложат дополнительные обязанности, либо сократят должность (параллельно сделав хронометраж другого секретаря, чтобы возложить на него обязанности сокращённого).
Издевательство 5. Парадокс Фирмы
Главный парадокс Фирмы выявляется тогда, когда кто-то увольняется, и в местных средствах массовой информации появляется объявление о конкурсном наборе на вакантную должность. Приходят на работу либо неопытные специалисты (готовые работать за небольшую зарплату), либо «аксакалы» (с высокими запросами по зарплате). И те, и другие вызывают бурю возмущения у руководства. Характеристики следующие: «Пришла тут одна «нулевая», только после института – никакого опыта» либо «Поработал в нескольких местах, и уже такие запросы – в том числе и на зарплату». В общем, достойные находятся очень редко. Должность может пустовать месяцами.
Издевательство 6. Коллектив постоянно молодеет
Известно, что только молодёжь согласна работать за грошовую зарплату ради опыта. Поэтому коллектив Фирмы молодеет не по дням, а по часам. Становясь старше, мудрее, набираясь опыта работы, сотрудники уходят на более «хлебные» места. Происходит это постоянно. Полгода-год – и упорхнул, как оперившийся птенец из гнезда. Таких «птенцов» руководство Фирмы обвиняет в неблагодарности:
— Помните, когда пришёл этот Лёша? Ничего ведь не умел. Мы его взяли, всему обучили, а он, неблагодарный, ушёл к конкурентам.
Издевательство 7. Работник для Фирмы, а не Фирма для работника
Руководство Фирмы постоянно пытается подчеркнуть, что главный принцип взаимодействия сотрудников и предприятия – это «не работник для Фирмы, а Фирма для работника». Но мы-то знаем: чем больше об этом говорят, тем меньше этому можно верить.
— Мы постоянно стараемся повышать вам зарплату, — постоянно говорят директор Фирмы и его заместители.
— Какое уж тут повышение, — шушукаются между собой работники. – Лишь бы не забрали то, что есть.
Издевательство 8. Помогите, люди добрые!
Самыми добрыми на Фирме всё-таки оказываются сотрудники. Если Фирма не выполняет план, директор собирает всех и просит: помогите. Помочь в данном случае – это значит купить продукцию фирменного магазина.
Когда у продуктов заканчивается срок годности, выручают опять же сотрудники. Берут да и покупают у Фирмы продукты. Зато от самой Фирмы доброты не дождёшься. Ни на день не отпустят, говорят «пишите за свой счёт».
Издевательство 9. Верность главному продукту
А ещё у каждой Фирмы есть продукт, который ставится во главу угла (т.е. благодаря которому Фирма встала на ноги). И если вы (не дай бог!) предадите продукт (т.е. у вас на столе увидят марку конкурента), на вас поставят клеймо «не благонадёжного» и «не лояльного» сотрудника, которому в Фирме не место.
Издевательство 10. «Плохо работаете, плохо…»
На Фирме хвалят крайне редко. В основном, говорят, как все плохо работают — весь день сидят в Интернете и гоняют чаи. Но когда какой-нибудь экономист по секрету скажет сотрудникам, СКОЛЬКО составляет чистая прибыль Фирмы, оказывается, что она не просто огромна, но и растёт с каждым месяцем. "Зачем скрывать от сотрудников настоящее положение вещей?" — спросите вы. Я отвечу. Таким образом Фирма пытается поддерживать у сотрудников чувство вины за плохо выполняемую работу.
Судите сами: если человека хвалить, значит, придётся поощрять за результативную работу. Кроме того, уверенный в своём профессионализме человек уйдёт из Фирмы, как только поймёт, что он со своего профессионализма ничего не имеет. Виноватый сотрудник будет, напротив, сомневаться в своих способностях и работать, не требуя повышения зарплаты и не помышляя об уходе.
Издевательство 11. Когда Фирма не отпускает
Приходит время, когда каждый ценный сотрудник понимает, что в Фирме он прозябает. И есть предприятия, где он мог бы реализовать себя куда лучше и зарабатывать при этом куда больше. Сотрудник пишет заявление об увольнении и отдаёт его директору Фирмы. И вот тут начинается самое интересное.
Когда Ира нашла новую работу и захотела уволиться из Фирмы, она решила не хитрить, а откровенно рассказать директору, что ей сделали более выгодное предложение и она хочет уйти. Когда Ира отнесла заявление, директор пообещал ей: если Ира найдёт достойного специалиста на своё место, её сразу же отпустят и не заставят отрабатывать целый месяц. Ира постаралась (ведь на новом месте её работы больше недели ждать не соглашались) и за два дня нашла специалиста на своё место. Но своё обещание директор не выполнил. Он сказал, что Ира должна отработать месяц. Ира плакала в приёмной и просила отпустить. Директор был неумолим. Иркина новая должность «пролетела». Как ни странно, она осталась работать в Фирме…
Издевательство 12. Увольняют по-чёрному
Вместе с тем, в Фирме ценных сотрудников (таких, как Ира) – единицы. Руководство постоянно подчёркивает, что «незаменимых людей нет».
Когда сотрудник перестаёт ладить с руководством (т.е. отказывается от дополнительных обязанностей, которые на него «навешивают», высказывает свою точку зрения и т.д.), руководство решает от него избавиться. Мирный метод расставания Фирма не приемлет. Чтобы не давать повода для сплетен о том, что из Фирмы выставляют всех неугодных, руководство целенаправленно ищет компромат на сотрудника. Его работу (которая доселе всех устраивала) вдруг начинают жестко критиковать на всех планёрках, сотруднику делают замечания и выговоры по несущественным поводам, постоянно говорят, как он плохо работает. И в итоге «просят» написать заявление по собственому желанию (иначе уволят по статье).
Издевательство 13. С кого спрос?
Самый динамичный документ в Фирме – это должностная инструкция. Инструкции изменяются в Фирме практически каждый день. Как только появляется новый вид работы, её тут же вменяют кому-нибудь в обязанности (естественно, без дополнительной оплаты). Более того, начальники некоторых подразделений стали так умело использовать динамичность инструкций, что свои прямые обязанности они в полном объёме распределили между своими подчинёнными. И теперь начальник практически ни за что не отвечает. Если что-нибудь случается, тут же находится виноватый среди его подчинённых, которого и депремируют за недочёты в работе.
Издевательство 14. Время – деньги
Если вы работаете не на заводе и не на фабрике, если вы не диспетчер и не продавец, а представитель более творческой профессии, то главным в вашей работе всегда является результат. Что толку, если торговый представитель просидит в своём кабинете с 8.00 до 17.00 и не заключит ни одной сделки?.. Что толку, если журналист промается весь рабочий день (и даже обед) у монитора и не подготовит ни одного материала? Странно, но в Фирме помимо результата (который должен быть, само собой разумеется) от сотрудников требуют прихода на работу и ухода с работы минута в минуту. Особенно удивляет то, что если вы в своё свободное от работы время (ну, не смог потенциальный клиент встретиться в течение рабочего дня!) заключили выгодный контракт, это не считается, а опоздав утром на 8 минут на работу, вы услышите рёв начальника и требование представить объяснительную… Недоверие и излишний контроль вызывают у сотрудников только раздражение.
Издевательство 15. Конкуренты не успевают «отмываться»
Одно из главных правил любого бизнеса – это адекватно оценивать своих конкурентов. Другими словами, видеть их «прорывы» и отмечать недостатки. Когда же директор Фирмы (а вслед за ним все начальники отделов) на чём свет стоит поносит конкурентов, вам становится не по себе. При этом руководство Фирмы (подобно правительству СССР, вещающему нам о загнивающем Западе) начинает сочувствовать сотрудникам конкурирующей компании и запугивать «своих» страшными порядками ТАМ (чтобы не дай Бог кто-то задумался об уходе). Особенно смешно слышать о фактах, которые на самом деле не соответствуют действительности.
Например, о том, что зарабатывают ТАМ куда меньше или что проценты от продаж ТАМ просто мизерные. Но люди-то не глупые и вдобавок общительные. Несмотря на все запреты о неразглашении размера зарплаты, если сестра и брат или соседи по лестничной площадке работают в конкурирующих организациях, они всё равно обсуждают заработную плату. И когда ваш начальник пытается внушить вам, что вы зарабатываете больше, понятно, что он вас за дурака держит. Именно по этой причине конкуренты не терпят дружбы между сотрудниками из конкурирующих предприятий. Боятся, что те всё обсудят и поймут, где правда, а где «промывание мозгов».
Издевательство 16. Тотальный контроль
Руководство Фирмы не доверяет никому из сотрудников. Именно поэтому устанавливается тотальный контроль над всем. Например, ни с того ни с сего заводится специальный журнал и начинается отслеживание, куда уходит бумага формата А4. Каждый сотрудник, распечатывая что-нибудь на принтере, должен отметить в журнале, сколько листов он использовал и для какой цели.
Издевательство 17. Запрет на веселье
Смех из кабинета – это всегда повод для начальника зайти. Смех расценивается как то, что мешает и отвлекает сотрудников от работы. Радостные лица всегда вызывают у руководителя Фирмы подозрение. А вдруг, рождается страшная загадка, они над ним смеются?!
Издевательство 18. Работа – не место для дружбы
Не поощряется в Фирме и дружба на работе. Дружеские отношения провоцируют разговоры на посторонние темы. А значит, отвлекают от работы. Сотрудников, которые дружат, рассаживают по разным кабинетам. Именно поэтому пересадки в Фирме, как в школе, происходят каждый триместр.
Издевательство 19. Спецодежда
Конечно, никто не ходит на работу в декольте или в купальном костюме. Но тема одежды неизбежно всплывает в Фирме каждые несколько месяцев. По мнению руководства, в идеале сотрудники должны ходить в скафандрах. Но это дорого, и лица толком не видно. Поэтому руководство постоянно изощряется в требованиях к внешнему виду сотрудников. То им цвет малиновый не нравится, то туфли со стразами отвлекают…
Издевательство 20. Всё для вас, дорогие наши сотрудники!
Больше всего сотрудников Фирмы раздражают не порядки (ко всему, в конце концов, можно привыкнуть!). Тяжело видеть ежедневное лицемерие со стороны руководства. Проявляется оно в том, что начальники постоянно подчёркивают, что всё, что происходит в Фирме, происходит для блага её же сотрудников. А делается действительно многое. Сотрудники каждый день с ужасом ожидают новых изменений и перестановок, перераспределения обязанностей и снижения зарплаты. Для спокойной работы им хочется хоть какой-нибудь стабильности. А стабильности нет. И никогда не знаешь, будешь ли ты завтра работать в той же должности, в том же кабинете и с тем же окладом…