Сначала давайте начнем с описания текущих проблем и целей разработки системы.
Да, конечно, не стал подробно расписывать проблематику, очень приятно, что отклик нашелся.
Собственно, о чем речь:На основании образовательных стандартов ВПО третьего поколения в университете вышел приказ "Об утверждении «Положения модульно-рейтинговой системы (МРС) подготовки студентов», из которого вытекает, что структурным подразделениям необходимо обеспечить переход на МРС подготовки студентов. Переход возлагается на кафедры и их преподавательский состав.
Подробнее о МРС можно узнать на
федеральном сайте российского образования.
Все это хорошо, МРС по сути, не только система оценки результатов обучения, но и хороший инструмент контроля качества образовательной деятельности университета.
В основе МРС лежит балльно-рейтинговая система, которая предусматривает текущий(посещение занятий, выполнение ткстов и заданий на семинарских и лабораторных работах и тп), рубежный(контр.раб, коллоквиумы, РГР) и промежуточный контроли (крусовая раб, зачет, экзамен).
На основании полученного учебного плана кафедра составляет учебные программы по дисциплинам , включающие:
1) Темы модуля (вообще модуль и дисциплина разные понятия, но раз уж в приказе оперируют ими как равноценными терминами, допустим такую погрешность и не будем обращать на это внимание в дальнейшем).
2) Трудоемкость (в часах), распределенная по видам работы;
3) Перечень образовательных результатов и критерии их оценивания, пакет контрольно-измерительных материалов для текущего и рубежного конттроля аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Распределение баллов и образовательные результаты по модулю (модулям), критерии оценивания результатов, количество баллов по видам контроля и формам работы отражается в бально-рейтиноговой карте (БРК).
Т.е. БРК сожержит информацию, сколько и за какую работу выдаются баллы.
БРК разрабатывается преподавателем.
Хватит теории, ближе к делу:Для чего внедряется МРС:
Основной замысел введения МРС заключается в достижении управляемости учебного процесса со стороны преподавателя и студента. Управляемость достигается за счет:
− создания стимулов для организации самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя и заведующего кафедрой;
− создания стимулов для студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности;
− определения требований к учебной деятельности и ее результатам со стороны преподавателя в начале занятий;
− достижения прозрачности оценок студента и измерения успеваемости по группе, потоку, факультету;
− самостоятельного выбора со стороны студента видов работ и степени ее сложности, времени на его выполнения и т.д.
− более четкое распределение ответственности в учебном процессе между преподавателем и студентом. Иначе говоря, если преподаватель выполнил все требования модульно-рейтинговой системы, то студент полностью отвечает за результаты своей учебы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Регулярная оценка качества образования в виде представительного массива результатов контроля является звеном обратной связи между преподавателями и студентами, которая позволяет не только зафиксировать степень освоения какой-либо дисциплины конкретным студентом на текущий момент, но и определить адекватность методики преподавания современным требованиям, а также выявить тенденции развития процесса обучения.
Но есть несколько больших минусов!
1) новые технологии не так легко вводятся в практику. На это требуется много времени и труда. В этом основная проблема, ведь нужно очень быстро реагировать на запросы современности.
2) общих правил вычисления баллов пока нет (порой даже в рамках одного ВУЗа)
3) введение МРС увеличивает интенсивность труда преподавателя в связи с организацией персонального контроля знаний, подготовки заданий и другого методического обеспечения, составления балльно-рейтинговых карт дисциплин.
4) Не достигается открытость. Формулы вычисления рейтинга не простые, и для того чтобы вычислить рейтинг точно преподавателю необходимо проводить большой труд в неурочное время. Но общих расчетных программ опять же пока нет. В результате студенты будут знать свой конечный рейтинг, но не смогут отследить сам процесс подсчета.
5) Слишком большой массив информации, который
невозможно сложно обработать вручную.
Постановка задачи:
Явным выходом из сложившейся ситуации является внедрение СППР, которая возмет на себя следующие функции:
1) − систематический, распределенный во времени, сбор информации и частичный контроль учебного процесса
2) − Унификация правил для составления балльно-рейтинговых карт дисциплин, автоматизация составления БРК и учебных программ
3) − Удобное, открытое представление рейтинга студента в режиме реального доступа, отражающее баллы, набранные им в учебном процессе.
Все это позволит в разы (хотя это понятно и без построения математической модели, мы к этому еще вернемся) сократить инетенсивность труда преподавателя, ЛПР.
Так как основную деятельность в этом ведет кафедра и сотрудники, то решено рассмтривать ее как единую систему, потому что ее свойства переносимы (на другие кафедры) и расширяема (отражает процесс обучения в универе в целом).
О боже, сколько текста, прошу всех прощения, постарался выделить важные участки для более удобного усвоения информации.