Спасибо, Boatman, за интерес к теме.
Вы довольно много высказали критики и в мой адрес. Совершенно согласен. Но..., безусловно все начинается с цели. Это основа. Просто я, описывая проблему, изначально полагал это. Конечно все зависит от точки зрения и цели. Один и тотже автомобиль будет описан разными людьми по-разному, исходя из их цели. Принцип конечной цели - это центральный принцип системного анализа. Кстати в иностранной литературе часто ставится знак равенство между системным анализом и системным подходом.
Отлично понимаю, что наиболее управляемое действие - это развитие предмета, подгонка его под нужды, разработка методики. Проблема даже не в студентах или предмете, проблема в методике преподавания. Подчеркиваю я пытался использовать разные подходы, анализировал их, но пока вижу, что серьезных успехов нет. Что я вижу в успехе? Это когда средний студент, сможет провести довольно грамотный анализ, а главное еще будет понимать, что он сделал. Идеальная ситуация, преподавать группе из 5-6 человек не более. Однако это не выполнимо.
Потому нужна стратегия и тактика, а также методика. Потому и обратился. Вижу результат есть - и это очень хорошо.
Для начала нужно определить цель дисциплины как таковой:
Теория информационных процессов и систем, содержания ГОС 230201:
Основные задачи теории систем; краткая историческая справка; терминология теории систем; понятие информационной системы; системный анализ; качественные и количественные методы описания информационных систем; кибернетический подход; динамическое описание информационных систем; каноническое представление информационной системы; агрегатное описание информационных систем. Операторы входов и выходов; принципы минимальности информационных связей агрегатов; агрегат как случайный процесс; информация и управление. Модели информационных систем; синтез и декомпозиция информационных систем; информационные модели принятия решений; возможность использования общей теории систем в практике проектирования информационных систем.
Его содержание мне не нравится, не наше оно. Это калька с ГОС ориентированного впервую очередь на ИСУ - и основан на ГОС Бауманки И ЛЭИ
Однако содеражание теоретического курса в нашем случае не так важно. Я его меняю процентов на 30 ежегодно: узнаю новое, появляется новая литература, новое понимание и т.д.
Что есть в содержании практикума:
1. Постановка задачи (выдается небольшое задание на моделирование и предлагается составить общее описание системы или проблемы, приветствуется дополнительный сбор информации: опрос пользователей, изучение аналогов, составление вопросников и опрос заказчика - т.е. преподавателя в нашей ситуации - уже здесь видна проблема - проблема времени, если реально общаться с каждой парой студентов (8-9 пар на преподавателя) то очевидны проблемы времени и качества ответа)
На этой стадии выясняется цель изучаемой системы, ее назначение, круг пользователей, заинтересованных лиц, обязанности пользователей, их потребности в самом общем виде, выделяются функции системы, определяется состав документов, форм, отчетов. Система изучается как есть либо как должно быть. Определяется цель моделирования, выделяются точки зрения, структуризируются точки зрения, выделяется наиболее значимая. Определяются границы моделирования и самые общие ограничения. Основной инструмент на данном этапе - здравый смысл, знания математической логики, теории множеств, отношений и т.п.
Представляются примеры проведения опросов, анализа информации по репрезентативной выборке документов и т.п.
2. Начальный этап моделирования - использую IDEF0, но может и вообще отойду от него, используется IDEF3.
Строится контекст и диаграмма нулевого уровня, выявляются взаимосвязи, точно определяется что на выходе, что на входе, что управление а что механизм. Итерационно связана с 1 задачей. Основная цель - выделение подсистем, определение закона функционирования
3. Детальный этап моделирование - разделение по подсистемам и переход к DFD, рассмотрение и структуризация потоков данных, алгоритмов обработки данных, ведения словаря данных, составление миниспецификаций процессов в самом общем виде - результат функциональные требования, понимание структуры данных, бизнес-правила
4. Моделирование данных - основанное на документах либо перенос из DFD модели (здесь пока не ограничиваю)
5. Трансформация модели данных в Access с целью посмотреть получается нормально или нет - то есть быстрое прототипирование
Естественно никакой водопадности не накладывается, приветсвуется итерационность, разделение обязанностей внутри пары, а иногда и четверки и шестерки...
Примеры заданий:
Пример 1
Процесс заказов состоит в следующем:
• потенциальный покупатель обращается к системе электронных заказов;
• используя тематический каталог, он осуществляет поиск и выбор в корзину заказов интересующих его изданий,
• затем покупатель определяет способ доставки и оплаты заказа, вводит необходимую информацию о себе;
• система присваивает заказу уникальный номер и высылает покупателю извещение с информацией о заказе: ФИО, адрес, детали заказа, общая стоимость заказа;
• покупатель должен в установленный срок подтвердить сделанный заказ, в противном случае заказ аннулируется;
• после подтверждения заказа покупателем система высылает сообщение о начале выполнения заказа.
Менеджер заказов осуществляет
• ведение тематического каталога,
• составляет ежедневные отчеты о сделанных и выполненных заказах,
• анализирует информацию о наиболее популярных книгах и книгах, пользующихся малым спросом,
• следит за новыми изданиями,
• оформляет заказы на поставку книг.
Пример2
Домоуправление (Д/У) осуществляет контроль состояния и обслуживание принадлежащего ему жилого фонда. Д/У выполняет заявки жильцов на текущий и экстренный ремонт квартир. Д/У регистрирует проживающих и вновь прибывших в домовых книгах, где указывается адрес дома, номер и площадь квартиры, проживающие на данной площади (ФИО и дата рождения), дата регистрации. Д/У ежемесячно начисляет квартирную плату. Д/У ведет паспорт на каждую единицу жилого фонда, где указан адрес дома, дата ввода в эксплуатацию, тип строения, этажность, тип перекрытий, тип кровли, тип системы отопления, тип квартир, число квартир каждого типа. Д/У также проводит плановый и капитальный ремонт жилого фонда.
Должностные обязанности штатных сотрудников:
• Начальник Д/У осуществляет общее руководство деятельностью Д/У;
• Главный инженер отвечает за техническое состояние жилого фонда – руководит текущими и капитальными ремонтами, входит в состав комиссии по приему новых домов на баланс Д/У;
• Заместитель начальника Д/У по жилью ведет паспорт на каждый дом, регистрирует новые единицы жилого фонда и составляет план капитального ремонта домов, срок эксплуатации которых превысил нормативный;
• Паспортист осуществляет регистрацию жильцов и ведет домовые книги;
• Бухгалтерия начисляет квартирную плату в зависимости от площади и числа проживающих в квартире;
• Диспетчер принимает заявки от жильцов, выполняет ежедневное распределение бригад на работы в соответствии с поступившими заявками;
• Бригады рабочих различных специальностей – слесарей, сантехников, строителей, электриков, которыми руководят бригадиры.
Пробывал и такие варианты - на 3 человека или даже 3 пары в зависимости от величины группы
Вариант 1. Учет наличия и движения товаров в торговой организации.
В процессе учета участвуют специалисты следующих подразделений: склада, бухгалтерии, группы маркетинга, торгового зала. Товары подразделяются на товарные группы (бытовая техника, обувь, одежда, электроника и т.д.). Внутри группы товары отличаются наименованием, маркой, производителем, поставщиком и т.д.
1.1 Модуль «Учет движения товаров на складе».
Программное обеспечение АРМ кладовщика должно позволять -
1) хранить необходимую информацию о каждом виде товара, имеющегося на складе; хранить справочник нормативов запаса товаров по каждой группе товара;
2) выводить в удобной форме данные по следующим запросам пользователя:
- поиск данных о заданном товаре по его номенклатурному номеру;
- выборка всех данных о товарах с сортировкой по товарным группам;
- выборка номенклатурного номера и наименования товаров, количество которых на складе меньше заданной нормы запаса;
- расчет суммарной стоимости товаров, принятых и отпущенных за текущий день;
- расчет стоимости товаров, отпущенных по заданной расходной накладной;
- диаграмма - стоимость товаров с группировкой по товарным группам;
3) автоматизировать обработку информации при следующих бизнес-операциях:
1) прием товара от поставщиков (ввод данных приходной накладной);
2) выдача товара в торговый зал (ввод данных о расходе и оформление расходной накладной),
3) списание товара (ввод данных о списании и оформление акта о списании);
4) переоценка товара (ввод данных о новой цене заданного товара, групповое изменение цены с заданным коэффициентом),
5) передача устаревших документов в архив (накладные и акты за истекший финансовый год должны быть скопированы в архив и удалены из текущей БД);
4) вывод выходных документов на печать (расходная накладная, карточка складского учета, акт о списании);
5) вывод сведений об авторе и назначении программы.
1.2 Модуль «Работа с товарами и покупателями в торговом зале»
Служащие торгового зала выписывают счет на покупку, товарный чек (накладную), ведут книгу продаж. Отпуск товаров покупателям ведется только через торговый зал.
ПО АРМ продавца должно позволять -
1) хранить необходимую информацию о каждом виде товара, имеющегося в каждом отделе торгового зала; информацию о распределении продавцов по отделам;
2) выводить в удобной форме данные по следующим запросам пользователя:
- поиск сведений о продаже заданного товара по номеру товарного чека;
- выборка названия, цены и рекламных сведений о товарах, с сортировкой по фирмам - производителям;
- выборка данных о покупках заданного клиента по фамилии (названию фирмы) покупателя;
- вывод списка покупателей в алфавитном порядке;
- расчет суммарной стоимости товаров, отпущенных данному клиенту за год;
- диаграмма - сумма продаж за заданный период времени с группировкой по товарным группам;
3) автоматизировать обработку информации при следующих бизнес-операциях:
прием товара со склада (ввод данных накладной);
продажа товара покупателю (ввод данных о расходе, оформление товарного чека; оформление требования на склад, если данный товар в зале закончился),
оформление витрин торгового зала с помощью ценников и рекламных листовок;
передача устаревших документов в архив (записи в книге продаж за истекший финансовый год должны быть скопированы в архив и удалены из текущей БД);
4) вывод выходных документов на печать (товарный чек, ценник, рекламный листок, требование);
5) вывод сведений об авторе и назначении программы.
1.3 Модуль «Работа с поставщиками и анализ продаж в группе маркетинга»
Маркетологи еженедельно анализируют сбыт товаров, формируют прайс-листы, поддерживают контакты с поставщиками, информируют торговый зал и кладовщика об изменении цен на товары.
ПО АРМ маркетолога должно позволять -
1) хранить необходимую информацию о каждом виде продаваемого товара; информацию о фирмах – оптовых поставщиках товаров;
2) выводить в удобной форме данные по следующим запросам пользователя:
- поиск сведений о заданном поставщике по его названию или ИНН;
- выборка названия и цены товаров, отсортированные по городам и поставщикам;
- выборка данных о поставках заданного поставщика по его ИНН;
- расчет суммарной стоимости продаж с группировкой по неделям (месяцам) и поставщикам (перекрестный);
- расчет количества продаж каждого вида товаров за заданный период (от …до…);
- определение 10 самых ходовых товаров (количество их продаж максимально);
3) автоматизировать обработку информации при следующих бизнес-операциях:
переоценка товаров (изменение цены заданного товара, изменение цены на группу товаров, формирование нового прайс-листа);
анализ сбыта товаров (формирование еженедельной ведомости продаж с группировкой по товарам и их группам, построение диаграммы продаж или диаграммы цена\спрос),
установление деловых контактов с новым поставщиком (ввод данных о поставщике и его товарах);
разрыв контактов с заданным поставщиком (удаление сведений о заданном поставщике);
4) выводить выходные документы на печать (прайс-листы по группам товаров, ведомость продаж; диаграмма продаж, перекрестный);
5) выводить сведения об авторе и назначении программы.