Это очень сильное утверждение.
Да согласен. Эту мысль я подчерпнул на просторах рунета и, в частности, где-то на
http://authorit.ru или
http://www.rugost.com. Пытался найти подтверждения - потерял.
Думаю имелось в виду та ситуация, когда разработчик сам придумывает идею и ее реализует. Соответсвенно ТЗ в том смысле, как документ соглашения между заказчиком и исполнителем не нужен. Но концепция с предполагаемыми формализованными требованиями, конечно, нужна.
Чем больше эти требования от жизни, а не от профессинально-технологической специфики решения - тем меньше они стесняют творческую мысль создателя решения (в ГОСТе 34 на ТЗ про это прямо написали - не ограничивать требованиями возможные решения). Хорошо бы если бы можно было оиентировать специалистов на такие подходы уже с института.
Да безусловно. Это описыватся во всех книгах по требованиям, это указано и в ГОСТах. К сожалению не могу утверждать, что это доносится до студентов.
В ГОСТ 34 пространство для описания модели по уровням (видам моделей) очень ограничено. Поэтому ГОСТ лучше всего дружит с IDEF0, IDEF3 или DFD.
Однако насколько я понимаю, ГОСТ - это не методология и никак не ограничивает использования разных подходов. Тем не менее из текста ГОСТа, из его семантики, действительно явно следует структурно-функциональный подход.
Что ж пусть так. Тогда интересно, какое место IDEF0, IDEF3 или DFD занимают именно в техническом задании или другом документе.
Диплом - есть уже конечный результат работы студента. Он безусловно не отражает динамики и логики выполнения реальной работы, даже если содержит план выполнения работ. Он фиксирует то, что получилось в конце деятельности. Потому диплом - очень упрощенная модель проекта. Динамику выполнения может видеть только руководитель дипломной работы, а студент может частично в презентации проекта озвучить ее. Однако ясно, что комиссия ГАК максимум что может ухватить - это наиболее значимые требования, увидеть - их реализацию. Мало интересно слушать или читать о драме развивающихся событий
Может быть можно рассматривать аналитическую модель как основу для описания требований? Тогда можно её поместить в ТЗ (ГОСТ 34) в раздел Характеристика объекта автоматизации.
Это интересно. Комментарии к этому разделу можно найти
здесь.
Не очень понятно, что Вы имеете в виду под трассировкой спецификаций в код?
Возможно неудачно выразился. При проектировании мы создаем решение. Решение в виде архитектуры системы, детальном проектировании алгоритмов и интерфейсов. Предположим логику работы системы и ее частей мы описываем через DFD. Вся совокупность спецификаций процессов (описанных на естественном структурированном языке, с использованием визуальных языков типа блох-схем или FLOW) составят спецификацию системы. Но такая спецификация будет описана в структурно-ориентированном стиле.
Реализация же будет выполнена в стиле событийно-ориентированного подхода, ООП. Скажем в Дельфи-проекте. Очевидно, тестирование и понимание того, чего хотел студент в проектном решении и что получил, явно затруднено либо вообще бесполезно.
Понятнее теперь
?
Если имеется в виду возможность установления соответствия между физическим и логическим уровнем, то их сильное различие скорее правило, чем исключение.
Да я согласен. Читая Лармана, можно понять почему. Однако нужно понимать различие уровней системы: некий уровень предметной области - он часто хорошо прослеживается от концептуального до физического и уровень приложения - то есть собственно реализация. У нас же в дипломных работах между моделями и их реализациями часто вообще ничего общего нет
Возможно, имеет смысл делать совсем простые системы для конкретных, очень частных задач (возможно, одноразовые ).
Конечно, я только за. Более того, в течение вот уже 6 лет я настойчиво призываю кафедру подумать над так называемым типовым проектом, и иметь банк различных тем.
Естественно это не исключает использование реальных задач, для конкретного закзчика. Я также постоянно пизываю студентов и их руковдителей ограничивать себя в амбициях на реализацию. Все же просто. Сделали анализ, выделили наиболее значимые требования и реализовали их в программе первой версии. Главное показать понимание и умение. Если задачи интересные и важные, можно продолжать их выполнения в следующие годы. Правда студенты - народ хитрющий.
В прошлом году сделала одна студентка задачу - типа рабочего места преподавателя. В целом работает система, однако неудобный интерфейс, некие функции не реализованы. Самое-то развивать дальше. Предложили другой студентке - закапризначала. Вот еще, мол, буду я в чужом коде разбираться, лучше я свое напишу с нуля.
В чем-то она права. Потому как в дипломе описана постановка и требования, достаточно грамотно описана схема БД и ее реализация, но вот модель приложения напрочь отсутствует. Понятно, что ковыряться в чужом коде без описания алгоритмов, общией схемы и деталей, мало интересно...