Скажем так подход к главному врачу есть, у главного врача даже есть понимание необходимости внедрения ИС. Вероятно у него даже есть деньги от коммерческой деятельности, которые можно было бы потратить на автоматизацию. Однако нет убедительных доводов в пользу этого. Практически у компании задача политическая скорее найти болевые точки и надавить умело на них. Вопрос как найти их?
Предложение:
Если нет достаточно отчетливой (для проектирования ИС) цели и даже проблем на, так сказать, бизнес-уровне (предметной области Заказчика) то требуется выполнить работу бизнес-аналитика. На первом этапе - попытаться вывести Заказчика на формулирование его проблем (в его предметной области) в достаточно отчетливой (для проектрования ИС) форме.
Идеально, если он сам выговорит приемлемые формулировки, а не кивнет Вам в знак согласия. Это все бывает достаточно мучительно (для обоих сторон:)), но если четкое понимание болезней (проблем или целей) отсутствует то, чтобы лечить пациента, эти процедуры неизбежны. Менее болезненная, но возможно, более затратная альтернатива пригласить стороннего опытного доктора-эксперта (не в вопросах собственно лечения, а менеджмента процессов).
Чтобы интервью привело к желаемым для Вас результатам, необходимым, но не достаточным условием является наличие у вас
рамочных представлений о предметной области. Необходимо направлять интервью так, чтобы не выходить за эти рамки. Эти рамки на обсуждение могут быть наложены в виде схем (фактически, простейших референтных моделей, которые доступны уже Вам, даже если Вы врачом не являетесь). Предлагаю исходить из того, что в данной ситуации, Вы сами
можете формулировать суждения о предметной области Заказчика в общем виде, но с признаваемой обеими стронами достоверностью.
Интервью - естественно, на основе заготовленных вопросов (анкеты). Но анкета обычно задает очень сильные рамки и неявно основана на некоторой референтной модели предметной области. Если модель в основе - слишком общая, а Заказчик инициативен и говорлив - возможна "потеря управления" (Вами) в ходе интервью. Если слишком жесткая (конкретная), то в неё "не ляжет" обсуждаемая проблематика и она неявно в ходе обсуждения будет отложена в сторону. Удобно представить предлагаемые референтые модели в виде схем. Они легче адаптируются (перерисовываются) в ходе разговора. Поскольку обсуждение ведется всё-таки словами, они, конечно, не заменяют, а дополняют анкету. Не уверен, что
все необходимые для обсуждения бизнес-области схемы по теме "цели-проблемы" удастся упаковать сразу в стандартные нотации
Предлагаемая цель обследования, которое Вам необходимо провести: "Выявление целей и проблем Заказчика".
1. Предлагаете Заказчику сформулировать проблемы
2. Сформулированные проблемы подразумевают, что они возникают в ходе деятельности Заказчика. Предложите Заказчику уточнить, при достижении каких целей у него эти проблемы возникли.
Попробуйте выяснить историю их возникновения.3. Дальше самое интересное - заявленные цели могут с Вашей точки зрения не соответствовать заявленным проблемам. Обсуждение этой неувязки может заставить пересмотреть список проблем и целей и связи между ними. Важно держать фокус на деятельности именно Заказчика, при попытке обсуждать профессиональные проблемы в широком смысле фиксировать их, но аккуратно возвращать собеседника к тому, как они связаны с конкретной деятельностью (процессами) его организации.
4. В принципе, переключение между целями и проблемами может происходить бесконечно долго, важно, чтобы в ходе обсуждения происходила "фокусировка", конкретизация, сужение, уточнение рамок до достижения "разрешающей способности" (или исчерпания терпения
сторон.
Важно: Наверное, всё-таки такому обсуждению должно предшествовать изучение:
1. медицинских практик, аналогичных интересующей Вас
2. предлагаемых для них решений.
Это изучение даст Вам Ваш собственный арсенал референтых моделей, который может быть использован для обсуждения с главным Заказчиком системы (главврач?).
Насколько я понял, Вы эту работу фактически сейчас ведете. Возможно, если Вы найдете ответы на п.2, может оказаться, что Вам предстоит повторить какое-нибудь уже существующее решение. В любом случае, наиболее эффективным интервью с Заказчиком будет после того, как у Вас уже сформируется представление о рынке продукта, который Вы хотите создать.
Но важно, что использоваться эти референтые модели должны при интервью на тему "цели-проблемы" не для предложения
решений Заказчику, а как некая карта, представление о деятельности Заказчика для выявления его целей и проблем в ходе обсуждения с ним.