Уважаемые коллеги, друзья.
Многие из вас знают, что я преподаю в университете. В том числе и структурные методы анализа и проектирования. Среди них встречается (пока) и IDEF0. IDEF0 достаточно прост. Есть неплохая книга деМарко. И все равно возникают разные проблемы с выбором и интерпретации модели. Особенно в дискуссиях со студентами, которые настолько горячие порой бывают, что они пишут некоторую
неправду, например в prepodam.net
Казалось чего проще:
прямоугольник - функциональный блок, символизирующий деятельность, процесс, операцию или действие;
3 вида входа - 1 просто вход (то, что является материалом изменения в блоке), управление (то, что регламентирует работу по изменению входа), механизм (то, с помощью чего производится изменение входа)
выход - результат преобразования.
Входами чаще всего являются материальные и информационные объекты.
Сколько бы не приводилось примеров, как бы подробно не обсуждались они, все равно, когда кто-то приступает к практической работе, производит массу ошибок и синтаксического, и логического характера.
Например, такая ситуация:
контекст: абонемент библиотеки
- вход: прочитанная книга
- выход: запись в читательском о том, что книга возвращена
- функ. блок: принять книги
вопрос: правильно ли я понимаю, что книга на входе преобразуется в информацию том, что она сдана?
ответ: вполне, книга же возвращена и осталась в библиотеке
Есть более изощренные моменты:
контекст: абонемент библиотеки
- вход: читательский билет
- выход: электронный формуляр читателя
- процесс: идентификация читателя
казалось бы очень логично, читатель подает билет, библиотекарь вводит номер его, система отображает электронный формуляр читателя.
вопрос: читательский билет преобразуется в ходе идентификации в формуляр читателя
ответ: ну в общем, так и есть
внимание далее:
- вход: электронный формуляр читателя
- выход: формуляр читателя с отметкой о сдаче
- процесс: списание книги с формуляра читателя
вопрос: электронный формуляр читателя преобразуется в формуляр читателя с отметкой о сдаче?
ответ: да нет, электронный формуляр читателя остается в системе он же никуда не выходит, он же внутри системы
вопрос: так откуда же возник формуляр читателя с отметкой о сдаче
ответ: ну так на входе же был читательский билет...
Внимание вопрос к аудитории: Скажите, пожалуйста, а как вы объясняете, производите обзор и рецензию в подобных случаях? Какие правила и проверки вы используете? Спасибо