Привет участникам форума.
Попытаюсь сформулировать, как мне кажется, довольно серьезную проблему. Очень интересно мнение со стороны. Возможно проблема спецефическая (для моих проектов, моей организации), но возможно общая для всех.
Посылая документ требований Заказчику(или документ описание бизнес процессов) на согласование мы ставим перед собой задачу определить одинаково правильное видение процессов и разрабатываемой функциональноси. Для этого Заказчик должен вникнуть в каждую деталь документа. В ответ мы ждем от него замечаний комментарии которые помогут исправить документ и максимально привести его в соответствие с реалиями.
Вы когда ни будь задумывались «Что думает заказчик когда видит наш документ после получения его на согласование?». «Какие мысли у него возникают в голове?».
Думаю что то на подобие:
«Для чего они все это делают, пустая трата времени, запрограммировали бы сразу и не тратили бы и свое и мое время»
«Ничего не понятно в документе, непонятные диаграммы, схемы. Зачем же так подробно описывать, они бы еще как свет в комнате включать описали»
«Ну, в чем смогу разобраться сделаю замечания, а в чем нет, потом разберемся когда запрограммируют»
Заказчик часто просто не понимает что согласования требований является ключевым и зачастую определяет успешность всего проекта.
У аналитика же при отсылке документа возникают несколько другие мысли:
«Ну, что смогли выяснить, то согласуем, что нет Заказчик сам виноват, не рассказывал ничего, а я все равно свою работу выполнил».
При этом Заказчик наоборот рассчитывает на квалификацию создателя документа. И на его инициативу, при этом аналитик часто ждет того же. Получается замкнутый круг.
Мы рассчитываем на то что Заказчик ориентируется в бизнесе, т.е. является экспертом предметной области, но мы должны понимать что он скорее всего понятия не имеет о UML, о диаграммах EPC, и т.д. Мы понимаем что это очень просто, но человеку не имеющего отношение к ИТ банальные прецеденты являются полностью непонятным артефактом и чтобы вжиться в документ от него требуется огромные усилия и затрата времени.
Документ требований действительно обеспечивает связь между другими членами проектной команды (каждый член команду более менее сможет разобраться в аналитическом документе) и здесь все более менее продумано, но связь документа с Заказчиком очень нечеткая.
Заказчик вообще может не иметь представления о методике разрабоки ПО, про этапность проектирования. Зачем ему это нужно? Заказчик просто не понимает какие задачи преследуются на этапе сбора требований.
В итоге, ошибки начинают проявляться на стадии тестирования (ведь именно в этот момент бизнес кидает на проработку Системы все силы) Заказчик начинает тратить значительные затраты и человеческие ресурсы на изменение документации, доработку Системы или, что происходит чаще, просто отказывается от ведения документации по причине ее не состоятельности(следствие невнимательного согласования) и нежелании ждать и тратить, и просто дорабатывает Систему на коленке (По моему так разрабатывается 80% процентов ПО у нас).
Хотя, для сокращения затрат необходимо прикладывать максимум сил именно на этапе проектирования и моделирования Системы. Да, это долгосрочные вложения ресурсов, но прибыль и экономия очевидна.
Проектная команда должна максимально привлечь Заказчика в работу над документом. Должен понять что от его инициативности зависит очень много. Для этого он должен действительно захотеть работать над ним т.к.только административные ресурсы привлечения редко приносят максимальный результат. Для того чтобы Заказчик захотел, необходимо чтобы он понял.