Спасибо Сергею за статью. Почитал и обсуждение в блоге Дениса.
Хочу обратить внимание на то, что при обсуждении проблемы целеполагания смешиваются два разных явления. Одним и тем же словом называются (или имеются ввиду) разные вещи. С одной стороны,
цель - это то, к чему я стремлюсь, моя потребность, желаемый результат
моей деятельности. Я сам управляю своим собственным поведением. Достижение цели зависит не только от интеллектуальной продуманности, но и от внутренней готовности и концентрации внимания. Значительные усилия требуются на борьбу со всякими отвлекающими, мешающими факторами. Я занят делом, решаю важную проблему, но каждые пять минут ко мне кто-нибудь подходит с вопросом, просьбой, звонит телефон и т.д. В реальной жизни у человека есть множество целей (и все важные), между которыми нужно переключаться, все успевать, отбрасывать лишнее, выбирать нужное и правильное ...
С другой стороны, слову
цель придается и другой смысл. Подошел ко мне начальник. Говорит, ставлю тебе цель, сделать то-то и то-то. Конечно я тут же побежал все это делать, высунув язык
. Становится ли чей-то приказ, требование, чье-то желание
моей целью автоматически? Думаю нет.
Далее. Стремясь грамотно и эффективно организовать свою деятельность, человек может использовать разные полезные инструменты и методики. Можно, например, сформулировать цели на бумаге, по пунктам, повесить бумагу над рабочим столом. Это
мой рабочий инструмент. Если кто-нибудь завтра повесит над моим столом другую бумагу, должен ли я выполнять то, что там будет написано?
При обсуждении темы смешиваются две вещи:
- эффективное решение проблемы
- успешное взаимодействие с людьми
Это два
разных явления. Связь между ними есть. Но, на мой взгляд не возможно решить одно за счет другого. И в частности, нельзя сделать клиента довольным, оставить о себе хорошее впечатление
только путем достижения некоей (очень правильной) цели.
Если человечество для регулирования целенаправленной деятельности много лет успешно применяет SMART
. То для регулирования отношений тоже очень давно применяются другие подходы. Культура, ритуалы, нормы, правила, законы и т.д. служат механизмами устранения и регулирования конфликтов между людьми. Стандарт - вот это слово. Часто не понимаем, зачем он нужен. Думаем, что стандарт помогает сделать качественный продукт. Ну в какой-то мере это и так. Впрочем изготовить действительно отличный и качественный продукт можно и без соблюдения стандартов. Выполнение процедур, соблюдение стандартов нужно именно для урегулирования взаимоотношений с заинтересованными сторонами. Разговор о стандартах, понятно, отдельная история. Отрасль развивается быстро. Стандарты не успевают стареть ...
Таким образом, IMHO, истинные цели проекта и другие технические характеристики не могут играть самостоятельную роль при урегулировании отношений с заказчиком. Отношения с заказчиком должны поддерживаться стандартными процедурами, в которых будут опосредованно представлены и цели, и требования, и др. технические условия.