И что, всё проектирование должно вестись прямо на этой диаграмме?
Уважаемый, greesha, где вы на моем примере диаграммы ВИ (извините что в тексте, картинку пока не нарисовал) увидели "проектирование"? Что вы вкладываете в этот термин?
На данном этапе я пытаюсь ответить на первоначальный вопрос автора какая из диаграмм правильная.
Есть бизнес-процесс продажи билета через автомат: от "инициирования покупателем функции покупки билета" до "выдачи билета (и сдачи) или возврата денег (при отказе)".
Первая "не правильна" потому что не описаны функции автомата и не отвечает на вопрос что делает автомат взаимодействуя с пользователем, вторая тем что в данном представлении не отражает в комплексе целевого назначения автомата - "продать билет путем приемки оплаты и выдачи билета".
Основная задача первого этапа - сформулировать требования к проектируемому автомату.
Чтобы это сделать необходимо сначала обозначить какие функции будет выполнять автомат при взаимодействии с пользователем.
bas, считает, что следует отобразить только один ВИ (функцию или процесс) - "Приобрести проездной билет".
Я считаю что это бизнес ВИ, и он должен быть отображен с использованием соответствующих стереотипов.
При этом дополнительно имеет смысл добавить на такую бизнес ВИ актора Продавец и отобразить ВИ "Продать проездной билет".
Но это примеры бизнес ВИ, который не позволяет показать какие функции должна выполнять проектируемая система, с учетом текстового описания задачи уважаемым Galogen'ом. В этом описании обозначено что автомат должен: принимать оплату, возвращать оплату, выдавать билет, выдавать сдачу.
Опять же вернусь к примеру с интернет заказом билетов. Получается что система интернет продаж и автомат по продаже билетов будут иметь одинаковую диаграмму ВИ поскольку и та и другая система помогают Пассажиру достичь бизнес-цели "Приобрести проездной билет" (а продавцу цели Получить оплату за билет).
Под собственно проектированием я подразумеваю уже последующие шаги, ответ на вопросы как автомат будет выполнять эти функции, через какие интерфейсы, в какой последовательности и т.п.