По мотивам отзыва Юрия на семинар.
http://www.uml2.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=45&topic=336.0Выношу на обсуждение вопрос: нужна ли отдельная дисциплина "управление целями" или нет.
Во первых суть дисциплины - это продвижение следующих лозунгов
- любые производимые работы должны быть целесообразными
- при работе в группе цели единичных работ должны поддерживать цели группы цели группы должны поддерживать цели надгруппы и т.д.
- принятие задание (любого размера: персонального или при подписании договора подряда) должно сопровождаться анализом его целесообразности
- не бывает понятия "правильное проектное решение" бывает понятие "целесообразное проектное решение"
Во вторых я утверждаю, что этот материал надо знать в первую очередь начинающим разработчикам и аналитикам, так как опытные и так все знают - они набили самые большие шишки при работе с кривыми целями. А тот, кто дорос до руководителя - и подавно. Мне, например, очень не хватало такой статьи или книги, которая собирала бы материал о целесообразности в одном месте.
В третьих надо получить ответ на следующие вопросы:
- где взять цели
- что такое целесообразно и как это определить
- как достичь сквозной целостности целеполагания от стратегии организации до персонального задания (как вариант - как согласовать интересы участников и когда ждать проблем с несовпадениемп целей)
- как проверить задание на целесообразность
- что делать, если нецелесообразное задание уже принято
В четвертых я считаю, что это важно по тому, что сейчас все больше развиваются легкие методологии с распределением ролей от команды (кого набрали, так и работаем). Есть много настраиваемого софта, где один человек выполняет один проект. Роли смещаются и тот, кто считает себя разработчиком внезапно может оказаться человеком-оркестром: продажником, руководителем, аналитиком, разработчиком в одном лице.
И в пятых тема целесообразности (на мой взгляд) ортогональна теме управления требованиями и по этому не может быть включена в управление требованиями. Так же кроме руководителей это нужно всем инженерам, по этому оставлять тему в менеджменте тоже нельзя, там ее не найдут разработчики и аналитики.
---------------------------------------------------------------------
Моя история такова. Когда я был начинающим разработчиком софта и еще студентом, единственное место, где мне внушили понятие целесообраности - это институт. Но во первых не так хорошо внушили, во вторых не смотря на то, что целесообразность - это один из краеугольных камней инженерного дела, отдельно это понятие и его важность нигде не рассматривались.
Между тем слово цель в литературе возникает в книгах по менеджменту и находится ближе к стратегическому менеджменту и очень редко попадается на глаза начинающим разработчикам и аналитикам.
Сколько раз мы принимали задачу с нечеткой постановкой, особенно в молодости, особенно, работая в маленькой фирме?
Сколько раз результат работы выкидывался в мусорку или ложился на полку?
Сколько раз возникали споры о лучшем проектном решении (выбор технологии, как сделать интерфейс, какая степень денормализации допустима и т.д. и т.п) при том, что слово "цель" в этих спорах почти никогда не упоминалось.
Иногда приходилось идти на технический компромисс: надо быстро, но криво (по определенным критериям), про тому, что не криво не успеть, а долго нет смысла. Многие разработчики в таком случае обижаются и отказываются работать, так как они видят "как надо", а "что целесообразно" им не интересно.
Чуть позже та же ситуация продолжилась фантазиями начальства по поводу того, что надо сделать "как правильно" и у клиента ничего не спрашивать. Подход от решения, когда мы сразу предлагаем мегадвижок, лучший вариант организации интерфейса или порядок работы пользователей гораздо более распространен, чем кому-то может казаться.
Последней каплей были фантазии клиентов, прозомибированных определенными публикациями про счастье от автоматизации. "Сделайте нам полное процессное обследование", говорят они. Мы спрашиваем "для чего?", они говорят там разберемся. Когда начинаешь распутывать клубок "для чего" они начинают путаться в показаниях и оказывается, что консалтинговый проект и внедрение BSC они не поднимут финансово или это для них нецелесообразно, а обследование для внедрения софта должно быть совсем другим. Вообще сказка о том, что результаты обследования, выполненного с одной целью годятся для другой цели когда-то очень сильно внедрилась в сознание потенциальных клиентов.
В результате появилась сначала статься, показывающая "на пальцах" нашим клиентам, как должно происходить внедрение нашей системы, каковы критерии проектного обследовпания и без чего внедрение провалится. Потом презентация для упомянутого выше семинара. Теперь надо писать статью.
----------------------------------------------------
Так вот мой вопрос: насколько действительно необходимо выделять отдельную тему про целесообразность. Дело в том, что пока ты новичок - не понятно, с чего начать. Когда пришло осознание - это уже само собой разумеется и обсуждать тут нечего.
И другой вопрос:
Насколько все, что творится у вас в проектах целесообразно? Все ли участники знакомы с целями проекта? Пишется ли концептуальный документ всегда?