Здравствуйте, Ida!
Полностью согласен с Водолеем: нужно привлекать Заинтересованных лиц. И "манипулировать" ими. В TOGAF это называется "управление заинтересованными лицами".
Какие бы интересы ни были у различных представителей заказчика, среди них есть люди (или человек), который, скорее всего, является автором идеи проекта и который больше всех заинтересован в результатах работы. Отстаивая свои интересы, он будет отстаивать и Ваши, если будет Вам доверять.
Пример из личного опыта.
В одном из учреждений Администрации Санкт-Петербурга (Заказчик) решили разработать систему для управления своими районными филиалами и оказанием услуг в этих филиалах. В качестве базовой была принята система, уже несколько лет функционировавшая в одном из филиалов и разработанная Исполнителем.
Заказчик предложил Исполнителю разработать систему по ТЗ, разработанному чиновниками (бывшими работниками оборонки). К ТЗ был приложен Календарный план.
Представитель Исполнителя эти документы плюс Контракт подписал!
Ситуация, почти как у Вас.
Есть жесткие документы, по которым невозможно сделать систему. (К счастью, в ТЗ требования были представлены на достаточно высоком уровне.)
У исполнителя не сохранилось никаких документов по старой системе, а люди уже уволились. Пришлось нанимать людей под проект.
У руководства Исполнителя единственное требование - чтобы Заказчик был доволен.
Усилия были направлены на работу с руководством филиала, определенного как "опытный полигон" и с инициатором проекта, одним из руководителей учреждения.
Удалось убедить, что требования ТЗ недостаточно конкретны, и их надо детализировать. А т.к. "детализация" - это "изменение", удалось убедить в необходимости создания и включения в перечень "неразрывно связанных с Контрактом" документа "Правила управления требованиями" (аналог плана управления требованиями RUP). Вводились правила упрощенного процесса согласования изменений требований, если они не вступают в противоречия в ТЗ.
Утвержденный ("водопадного" вида) План содержал (к счастью) этап Эскизного проектирования (все по ГОСТ!). Удалось убедить детализацию требований включить в отчет Эскизный проект (чтобы основополагающее ТЗ не менять!
И, в заключение, удалось убедить, что Заказчик заинтересован в пошаговой поставке функциональностей.
Ну, а дальше работа пошла по "нашим" правилам.
Документ под названием "Эскизный проект - общий отчет" - по шаблону RUP Vision.
Документ "Эскизный проект - Приложение №..." - это Use case Specification.
Согласование документов, быстрая реакция на замечания (документы небольшие!) увеличивало доверие.
Архитектурой заниматься почти не пришлось (модернизация старой системы), Поставки функциональностей пошли почти сразу за спецификациями.
Поставки сопровождались руководствами пользователей (отредактированные спецификации). Доверие было обеспечено. Окончательная сдача трудностей не вызвала: в филиале-полигоне система уже работала.
Конечно, не все было так просто и радужно. Но проблему удалось решить без большой крови.
P.S. Относительно технологии управления заинтересованными лицами: если Вам лень искать это в TOGAF (на английском), Вы можете посмотреть мой опус, посвященный моделированию заинтересованных лиц:
http://lnew.ucoz.ru/publ/modelirovanie_arkhitektury_predprijatija/arkhitekturnye_karkasy/modelirovanie_zainteresovannykh_lic_v_togaf/4-1-0-5