1. Многих волнует:
а. отличие БВИ от СВИ и когда то или иное использовать
б. переход от БВИ к СВИ.
На мой взгляд оно очень простое и очевидное.
БВИ не бизнес-процесс, лучше говорить, что БП может быть реализован через набор БВИ. Каждый БВИ можно счиать элементарным бизнес-процессом, т.е. такой бп, который не требует декомпозиции и для которого теряется смысл его дальнейшего разбиения.
БП - преследует определенную цель и может быть основным или вспомогательным, отсюда будет ясна и цель самого БП. Эта цель может декомпозироваться на подцели с разных точек зрения (подцели исполнителей или клиентов такого бизнес-процесса, которые как мне думаются трансформируются в БВИ).
БВИ описывается в стиле действующее лицо - исполнитель системы, или действующее лицо - система (имеется в виду бизнес-система), и при этом при описании реакции бизнес-систему не следует употреблять фразы типа БС должна..., а просто БС назначает, БС предоставляет. При этом лучший стиль все-таки прозрачный ящик, где мы указываем компоненты бизнес-системы. Скорее всего каждый шаг сценария использования или общения с бизнес-системой в будущем трансформируется в системный ВИ. Анализируя некий шаг общения с БС мы можем увидеть. понять, зафиксировать ПРОБЛЕМУ, которая и будет решаться нашим образом системы.
Например:
Совершить покупку
Клиент подходит к кассе
Кассир вводит стоимость каждого товара и возможно количество в кассовый аппарат
Кассовый аппарат подсчитывает общую стоимость покупки
Кассир называет стоимость покупки
Клиент дает нужную или большую сумму
Кассир вводит сумму, которую дал клиент
Кассовый аппарат печатает чек и вычисляет сдачу, если необходимо
Клиент покидает очередь
Трансформируем в системный ВИ: Оформить покупку
Кассир инициализирует новую покупку
Система должна отобразить форму новой покупки и ожидает ввода товаров
Кассир с помощью сканера считывает штрих-коды товаров
Система должна фиксировать считывание звуковым сигналом
Система подсчитывает общую стоимость по мере ввода данных товаров
Кассир называет клиенту общую стоимость покупки
Кассир вводит полученную сумму
Система подсчитывает сдачу и предлагает подтвердить завершения покупки
Кассир подтверждает завершение покупки
Система: печатает чек;
отображает сумму сдачи, если таковая есть
сохраняет факт оформления покупки
выполняет транзакцию по уменьшению количества проданных товаров в системе управления запасами
Кассир выдает сдачу и чек.
в. переход от СВИ к ДК
ДК есть реализация СВИ, поэтому переход возможен через реализацию варианта использования путем построения так называемой VOPC view only participant classes
при этом сущестует рекомендация: на каждого участника(актора) по одному граничному классу, один управляющий класс на один ВИ, и часть относящихся к делу классов-сущностей.
Например в выше приведеном примере, можно было бы создать показать:
Форму документа продажи (+ возможно форма деталей продажи)
управляющий класс - Менеджерпродажи и возможно МенеджерТранзакций
Интерфейс подключения к системе управления запасами
Ну и сущностные классы Продажа, Товар как минимум
2. Сравнить Коберна с РУП
а че их сравнивать? полная аналогия:
модель варианов использования включает:
набор диаграмм вариантов использования - фиксирующих действующих лиц и сами варианты использования
текстовые описания- спецификации вариантов использования в том или ином формате
таким образом можно сказать RUP дает сведения и рекомендации по реализации графической части модели, Коберн рекомендации по грамотному написанию спецификаций ВИ
3. Разобрать пример или два
Нужно не просто разобрать 1 или 2 примера, но и показать разные ситуации, когда ВИ полезен, и какой тип ВИ, когда он затруднительно его применять
Хотя нажо сказать: у меня студенты делали типа электронного учебно-методического комплекса. Чтобы придать вес проекту, я дал задание разработать модель и принципы разработки и использования такого комплекса.
У меня получилось:
диаграмма ВИ показывающая что преследуют или могут получить от УМК : студент и преподаватель
диаграммы деятельности для особо интересных ВИ
сценарии или описние потоков событий в каждом ВИ
Модель Предметная области
Модель компонентов: компонент интеграции УМК, компонент разработки и представления содержательной части (PowerPoint), компонент проверки знания(система тестирования), компонент выполнения практических упражнения( пока не придумали)
В ходе проекта пришла идея создания специализированного рабочего места преподавателя или система разработки УМК с использованием шаблонов, сценариев разработки, не знаю найдутся ли энтузиасты сделать это
4. Проблема описания внутренних БП с помощью ВИ
Что значит внутренние БП? и в чем тут проблема?
5. Типичные ошибки новичка при работе с ВИ
1. плохое знание матчасти - попытка сразу делать модели писать сценарии, не имея пока четких теоретических знаний
2. функциональная декомпозиция
3. смешивание уровней абстракции
4. попытка применять технику ВИ ко всем подряд случаям
5. + все те ошибки, которые описаны у Коберна. Я своим студентам так и говорю, по вашим ВИ писать книгу Как не надо делать. Причем делаются такие ошибки с пугающей неизбежностью
6. Что такое ВИ?
Экземпляр вариант использования описывает последовательность действий, выполняемых системой, которая приводит к заметному результату, представляющему ценность для отдельного действующего лица.
Функциональность системы определяется различными вариантами использования, каждый из которых представляет особую цель (заметный результат, представляющий ценность) отдельного действующего лица. Описание варианта использования определяет, что случится (произойдет) в системе, когда вариант использования выполнится.
Каждый вариант использования имеет свою собственную задачу выполнения. Собранные варианты использования составляют все возможные способы использания системы. Следует так именовать вариант использования, чтобы цель его выполнения ясно и просто определялась из его названия.
Вариант использования может следовать по почти неограниченному, но счетному, количеству путей. Эти пути представляют альтернативы, раскрывающиеся при описание потоков событий варианта использования. Выбор того или иного пути зависит от событий:
Вариант использования описывает то, что происходит в системе, когда действующее лицо взаимодействует с ситемой. Вариант использования не определяет, как система выполняет свои задачи с точки зрения взаимодействующих объектов. Для этой цели применяется реализация варианта использования.
Каждый вариант использования должен иметь название (имя), которое показывает, что достигается при его (варианта использования) взаимодействии с действующими лицами. Название может содержать несколько слов для полноты понимания назначения варианта использования.
Для того, чтобы описать возможный поток событий, составляющий ВИ, полезно для начала понять, выяснить в какие возможные состояния должна перейти система при его выполнения(при выполнении экземпляра ВИ). Понимая, чего должен достигать ВИ при своем выполнении, проще придумать, предложить потоки событий, приводящие к этим состояниям.
7. Достаточно ли ВИ при описании функц. требований?
ВИ описывает взаимодействие действующего лица с системой, поэтому он описывает функциональность системы, которую от него ожидает какое-либо действующее лицо(индивидуум, другая система, таймер). Однако могут существовать другие функциональные требования, которые не входят в описание взаимодействия, а потому описываются в отдельных разделах.
Возможно эти функциональные требования относятся к классу проверки, идентификации, печати, составления отчетов, обеспечения безопасности, планирования выполнения