Для случая обучения студентов такое плотное взаимодействие с реальной практикой требует от аналитика-студента способностей правильно интерпретировать извлеченную из Заказчика информацию.
Да в этом сама соль. Поскольку ведь и преподаватель может интерпретировать информацию Заказчика совершенно иначе, чем студент. И тут сложность - согласны?
Однако посмотрим на ситуацию иначе: вы обучаете студентов скажем технологии изготовления кинескопов. За основу берется естественно существующая технология, но в первую голову изучаются научные основы процесса. Как, что, почему влияет и т.д. Однако можно ли сказать, что мы обучаем реальной технологии? Нет, абсолютно! Тут есть множество причин. Одну из причин озвучил некто bo, в ответ на просьбу привести примеры составления тестов из требований - "коммерческая тайна", однако.
Потому - в высшей школе в любом случа будет преподавать "теоретические" знания только. Понять как правильно извлекает студент знания из опроса заказчика тоже проверить сложно, это как принцип Гейзенберга. Я как наблюдатель неизбежно ввожу помеху в наблюдаемый процесс. Я ставлю задачу и я ожидаю получить на некого ответ, который я полагаю есть правильный. Но так ли это? Предположим я прошу решить задачу: составить некий sql-запрос. Положим я сделал вариант, котрый проверил на множестве различных данных и убедился в его правильности. Тут есть ответ, он точный и однозначный, его лекго проверить, анализируя исходные данные таблиц. Меня уже не волнует как студент решит эту задачу: составит 1 запрос, или воспользуется функцией пользователя или составит серию запросов, или напишет программу для извлечения данных - у меня есть с чем сравнить. Это строгоформализованный ответ - другого верного просто быть не может.
В случае наших задач - однозначного ответа получить нельзя, поскольку ответ многовариантен. Теория систем учит, что всегда существует одно единственное решение наиболее эффективное в данном случае, но оно не дает точного инструмента как туда попасть. Это аналогично понятию доменно-ключевой нормальной формы, мы можем проверить действительно ли БД находится в этом состоянии, но пока не можем дать рекомендации точные и однозначные как в случае обычной нормализации, как прийти в эту ДКНФ. Мне кажется ситуация с анализом очень похожая.
Что же тогда делать? - ответ не совсем ясен, но скорее всего прививать навыки аналитической деятельности.
Вы спрашиваете:
Можно ли считать, что эти способности - те же самые, которые выявляются при решении логических задач?
Т.е. Вы можете спросить - действительно ли человек, который умеет хорошо решать физические задачи, будет хорошим физиком-теоретиком или лучше физиком-экспериментатором? Безусловно нет! Поскольку физические задачи, поставлены кем-то, в них уже заложена определенная четкая базовая логика ее решения, примерно ясен ответ, не ясны точные значения. Здесь важным момент является умение самому сформулировать условие задачи, которую потом и самому решить. Как говорят: правильно заданный вопрос- половина ответа.
Очевидно, что нужно учить логике постановки задачи, логике формулировки вопроса, что очень и очень сложно.
Некоторые ребята делают это порой интуитивно и часто раздражаются, когда им навязываешь некий регламент действий. Другие раздражаются тем, что это препод нас достал, все время чего-то от нас хочет, чего вероятно сам не понимает.
Потому мне кажется тут надо сначала все-таки уяснить - есть такое понятие - аналитическая деятельность. Чем она например отличается от научной деятельности, от решения сложной практической или теоретической задачи. Можно ли сказать, что для решения например такой задачи (пишу примерное ее изложение дабы не подводить коллег с известного сайта): известно что некий террорист летал в течение 1 месяца, известно что, он встречался с неким человеком. известно, что их встреча была продолжительной не менее 12 часов кряду, известно, что это человек мог летат только под вымышленным именем, известно, что этих имен неболее 3, известно, что в конце месяца первым рейсом он должен был прилететь в город Н. Узнать возможных претендентов и выбрать из них того, кто имел самый минимальный налет общего времени?
Задача не полная, но как образец. Можно ли считать, что если задача будет решена, то человек обладает аналитическими способностями? Можно ли считать, что он большой знаток SQL (задачу нужно решить только с использованием SELECT и только в виде одного запроса объемом не менее 8кб и скоростью срабатывания не менее такого то числа)?