Всем привет!
Когда я рисовал, представленный выше график, то имел ввиду именно выявление способностей.
Поскольку предполагается создание некоего измерительного прибора (теста), я хотел сказать следующее: каждый тест не просто что-то измеряет. Измерение производится в соответствии с заранее сформированной моделью этого явления (которое измеряется). В общем случае тест это такой же прибор, как и термометр, например. Только температурные явления изучены гораздо лучше, чем особенности мышления человека. Но и с температурой не все просто. Измеряя температуру горячей воды, мы априори знаем что это вода и ее температура от 0 до 100 град. А если нет? Простая линейка накладывает ограничения на измеряемый объект: измеряемая сторона должна быть прямой. Точно также в результаты любого теста - это измерение в рамках априори принятой модели измеряемого явления.
На приведенном выше графике представлены не столько два результата, сколько два известных подхода, две модели выявления профессиональных качеств, два способа мышления исследователя. Первый подход, "красненький", выявляет нечто стабильное, уровень, стандарт, базу. При таком подходе "синенький" график не возможен, он будет "срезан", отфильтрован в рамках априори заданного диапазона. Фактически, после всех усреднений, результат каждого респондента - это прямая, параллельная ОХ. Таков подход. Разница только в высоте этой прямой, которая и есть оценка уровня, базовой подготовки.
Про первый подход знают все и пользуются чаще всего только им. Второй подход не выявляет базовую готовность. То есть предполагается, что задачу вы все равно решите. Важно не это. Важно то, КАК вы будете ее решать. Много есть способов для решения задачи. Какие способы выберете вы?
И если говорить о выявлении именно способностей, а не базовых знаний, то их может выявлять, IMHO, только "синенький" принцип составления тестовой модели.