Методы решения проблем можно условно разделить на три группы исходя из того, какие задачи они перед собой ставят, с какой начальной информацией работают и какие модели проблем используют.
Методы интуитивного поиска (методы частичных моделей)
Методы этой группы наиболее известны. К ним относятся свехпопулярный “мозговой штурм”, синектика, метод фокусирования на объекте, метод свободного действия и ряд иных. Общая суть этих методов состоит в том, что происходит активное сравнение совершенствуемого объекта с большим количеством иных объектов и явлений. При этом ценится умение быстро находить разнообразные ассоциации, позволяющие обеспечить такое сравнение, находить аналогии по-новому раскрывающие сущность совершенствуемого объекта. Методы этой группы очень помогают в процессе поиска идей новых товаров или услуг, при совершенствовании уже существующих. Они довольно эффективны, когда приходится работать, опираясь на начальную информацию, недостаточную для полностью формализованного анализа.
Классификационно-морфологические методы (методы полных моделей)
Это группа методов основанных на построении максимально полных моделей совершенствуемого объекта или процесса. Здесь требуется значительный объем начальной информации, большие усилия по ее организации в единую систему. Методы позволяют построить полную комплексную модель, охватывающую все возможные варианты реализации, требуемые нами. Такие методы довольно трудоемки в использовании, требуют определенной начальной подготовки, однако дают зачастую ошеломляющие результаты, раскрывая весь перечень возможностей и ограничений. К наиболее известным методам этой группы можно отнести методы отрицания и конструирования, систематического покрытия поля, морфологического исследования, функционального исследования процессов, иные методы системного исследования, ориентированные на поиск новых возможностей и вариантов. Предпочтительная область использования - процесс подготовки к комплексной деятельности, например, массированной рекламной кампании, широкой продаже товаров. Могут применяться методы этой группы и в процессе выявления резервов, скрытых затрат, снижения себестоимости, поиска и сопоставления конкурентных вариантов развития.
Алгоритмические методы (методы, основывающиеся на заранее построенных моделях задач и решений).
Суть этих инструментов состоит в том, что они содержат в себе модели проблемных ситуаций, применение которых признано оптимальным или удобным в определенных условиях. Наиболее распространенной из эвристически ценных моделей является представление проблемы как противоречия. Приведение изначально неформализованной ситуации к единой форме позволяет широко пользоваться рекомендациями, основанными на ранее накопленном опыте. Наиболее широко известны в нашей стране многочисленные модификации “Алгоритма решения изобретательских задач” (АРИЗ). Успешно используются и иные представители этой группы. Предпочтительная область их использования - совершенствование уже созданных и функционирующих систем с выявленными связями и зависимостями между элементами. В основном это задачи оптимизации внутренней работы фирмы, и отношений “фирма - клиент” (например снижения затрат на обслуживание потребителей без падения качества выполняемых работ).
- - -
Во вложении небольшое описание про "мозговой штурм".