IMHO
Не являются специфическими именно для выстраивания отношений с заказчиком. Это просто рекомендации для формирования группы. Некоторые из них могут применяться и для формирования команды:
1.В команде должен быть порядок, взаимодоверие и прозрачная картина. Когда в команде бардак – заказчик это сразу же почувствует, даже если он с вами практически не общается
2.Выполняйте обещания. Не давайте нереальных обещаний. Лучше объясните, почему вы можете сделать что-то только к такому сроку, чем пообещаете и не сделаете
3.Про проблему стоит уведомлять, как только она возникла, а не дожидаться, что она сама собой рассосется. Если проблема возникла, нужно не только о ней сообщить, но и предложить пути решения проблемы, а не взваливать все на плечи заказчика.
4.Уважайте заказчика и будьте к нему терпеливы. Если вы мило общались с заказчиком по телефону, а потом положили трубку и вслух рассказали, что он такой-сякой нехороший, не удивляйтесь, почему члены вашей команды никогда не станут испытывать к нему уважения, а уж про доверие и говорить не приходится.
5.Отстаивайте интересы своей команды и коллег в глазах заказчика. Если что-то пошло не так, то стоит признать, что виновата вся команда, а не отдельные Петя Иванов и Вася Сидоров.
10.Будьте скептическими к себе, ищите пути постоянного улучшения, как своей работы, так и взаимоотношений с заказчиком.
11.Не стесняйтесь иногда попросить у заказчика совет.
12.Не останавливайтесь на достигнутом. Расширяйте горизонты.
13.Проявляйте инициативу.
Будем считать, что остальные советы более-менее специфические. Рассмотрим их подробнее.
6.Если у вас (по вашему мнению) ужасный заказчик - воспитывайте его. Как? Тут уже вам виднее, то ли своим примером, то ли примером соседних команд, то ли книгами, то ли тренингами, ищите свое. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет.
Нас, на уроках педагоги учили, что людей можно воспитать только до 5 лет. Далее - только перевоспитание, но это безумно сложно, долго и дорого. У вас просто не будет 10-30 необходимых на перевоспитание лет. Проще зомбировать, льстить, запугивать и/или обманывать.
Как пели Алиса и базилио на три категории людей: хвастунов, дураков, жадин, есть свои методы воздействия, или как говорит ida, манипуляции. Кстати, говорить правду - это тоже метод манипуляции и очень, очень мощный. И если не хотите потерять уважение к самому себе, то лучше использовать именно его.
7.Помогите заказчику сэкономить на чем-то.
Это типичная ошибка современной российской школы управления. Правильней было бы: "помогите заказчику получить больше бенефитов от проекта. Не экономь, а зарабатывай." Но мы в России. Поэтому продолжайте помогать экономить. Это проще. Требования к квалификации исполнителя существенно ниже.
8.Нацельтесь на длительные отношения с заказчиком. Узнайте его долгосрочные планы и цели.
Здесь до определенной степени согласен. Если не представлять себе цели заказчика и интересы сторонних лиц, то проект сделать вообще очень сложно. Скорее, его можно сделать случайно. Не зря же в рекомендациях от MS один из первых шагов обследования - построение матрицы участники/интересы (отношение к проекту). Небольшой минус - долгосрочные цели, как правило, коммерческая тайна. Со всеми вытекающими.
9.Сделайте для него чуть-чуть больше, чем он ожидал.
Предварительно заложив бОльший бюджет. И если от бюджета что-то осталось - сделайте что-то "просто так". Ну или сначала чего-то сделайте, а потом заложите в бюджет оплату этой работы умноженную на коэффициет, в зависимости от риска. Отличный метод. Один из известных мне четырех отлично работающих методов планирования бюджета в условиях высокой неопределенности. Т.е. так тоже можно делать. А можно по другому.
14.Ну и последнее – клиент всегда прав. Если клиент не прав – то все равно «клиент всегда прав», при этом здравый смысл никто не отменял.
А вот здесь все таки сильно нет. Заказчик и исполнитель - это партнеры. Если нет, то можно подумать о расставании. Причем инициация процедуры расставания, в первую очередь должна, идти со стороны заказчика.
"Нельзя опереться на того, кто всегда соглашается". Есть даже книга с хорошим, звучным названием: "Сначала скажите нет."