Вопрос негативного отношения к деятельностив рамках СМК очень часто возникает. И в том числе по этому меня больше не тянет заниматься этой деятельностью. По настоящему СМК работает только заграницей и в некоторых российских структурах, с западными хозяевами. Там за выпусками регламентов стоит их сразу неукоснительное выполнение и сбор соответствующей статистической информации, нравится это сотрудникам или нет. А в большинстве российских контор между выпуском регламента и его воплощением в жизнь лежит пропасть..., так как не хватает соответствующих рычагов и желания руководства. В роде выпустили бумажку, вроде получили сертификат и все... Естественно о сотурдников возникают вопросы, а зачем кроме бумагомарания нужен спец СМК и нужен ли вообще.
И я согласен, что в таком виде такой человек не нужен вовсе, проще и дешевле купить сертификат. В западных организациях такого происходит гораздо меньше, так как мышление сотрудников - выпустили регламент - надо выполнять. Поэтому заниматься СМК в российской организации изнутри больше желания нет.
Причина этого вопроса не только в отношении руководства, но и в работе самих СМК-шников. Знаю несколько мест (российских), где они реально и с пользой работают. Но в большинстве случаев, действительно, СМК чуждая для предприятия вещь. Ведь наши люди не любят работать и подавно не любят это делать по чужой указке (как же мы сами с усами, ведь это ж мы превращаемся в винтик в чужих руках и тд и тп). Да к тому же принцип ответственности руководства реально не соблюдается. Практически нет на уровне высшего руководства людей реально принимающих решения в части совмещения/встраивания СМК в процессы производства. Что надо нашему руководителю-производственнику - подешевле и побыстрее. Откуда взяться процессу, а ведь он еще и затратен сам по себе, и ведь его контролировать надо, держать в рамках, не говоря уже о том, что решения на основании задокументированных фактов принимать, а у наших людей в крови уже наверное привычка с колес работать. Мало кто сначала посидит-подумает как лучше сделать. Хотя это, конечно, не для всех руководителей верно.
А тут еще обучение специальное требуется, оно тоже масла в огонь подливает. Стоит для начала посмотреть, во-первых, кого по СМК учат, во-вторых, как учат. Учат же преимущественно низовое звено, не обладающее полномочиями в отношении принятия реальных решений. Вот и занимаются они потом "улучшением процессов".
Кстати, я хочу Вас разуверить в Вашей иллюзии, что "на западных предприятиях - настоящая СМК". Уверяю, та же самая, и отношение к СМКшникам то же самое, и занимаются они тем же. Вот только процессный подход гораздо глубже в производстве заложен, на уровне технологической карты. А на наших предприятиях зачастую формальную технологическую карту оооччень непросто найти. Взять тот же Макдональдс, там записей куча прямо на виду, в том же (пардон) туалете - график уборки.
В конечном счете это вопрос квалификации во многом, и способности/желания продвинуть решение вопроса.