Если речь идет об оптимизации, то мы как минимум должны говорить о критериях эффективности БП ... это могут быть определенные бизнесовые KPI например. В этом случае, чтобы доказать, что процесс более оптимален -- придется делать его имитационную модель, с тем, чтобы те самые KPI посчитать. А это уже иной уровень, одного описания (сценариев) будет не достаточно, нужны срдества динамического моделирования.
Говоря об аппарате описания БП, то это все-таки классика -- а именно IDEF, который по сути для этого и был создан. Хотя я бы сказал что должен быть документ-спецификация процессов, и как приложение -- диаграммы. В документе как раз и можно отразить те самые KPI и их значения которые будут приемлемы. И еще один момент -- инжиниринг бизнес-процессов -- это тема не совсем ИТ-шная я бы сказал, хотябы потому, что ИТ там выступает как интсрумент ... вместо компьютера вполне могут быть 1000 китайцев :-), которые будут например бегать с бумажками. Другой вопрос -- если "бизнес = ИТ", как то информационные порталы, инет-магазины, услуги по коммуникациям (та же e-mail) и т.п. ... тут составляющая ИТ в бизнесе очень высока, даже я бы сказал критическая. Но KPI процессов все равно бизнесовые будут :-).