При создании нового сайта особое внимание следует уделять сбору материалов перед этапом проектирования. Как вы думаете, по какому техническому заданию работа будет вестись быстрее: по сухому описанию функционала каждого раздела, либо по такому же описанию, но наполненному конкретными примерами? Когда дизайнеру не нужно придумывать рыбный текст и искать картинки на Яндексе, а можно просто сделать копи-пэйст из ТЗ? Когда верстальщик будет иметь примерное представление об объёмах планируемых к публикации текстов потому что они у него перед глазами? Когда программист, работая над полями в базе данных, будет иметь перед глазами актуальный элемент каталога со всеми его параметрами?
— А вы что, не можете спроектировать сайт без этих материалов? Я же вам сказал, что я хочу на нём видеть, и какие задачи он должен выполнять, — это произносится с неподдельным удивлением на лице. А ещё с лёгким амбре неуверенности в компетенции исполнителя.
— Конечно, можем, — отвечает проектировщик, пожав плечами.
С этого момента время на создание сайта увеличивается в два, два с половиной раза. Причина этому проста. Проектировщик лишь предполагает, какой контент будет ставиться на сайт. Ключевое слово — предполагает.
— Приведите пять примеров товаров из вашего каталога;
— Напишите тестовую новость для вашего будущего сайта;
— Предоставьте, пожалуйста, актуальную контактную информацию вашей компании.
Я выбрал три очень простых и очевидных вещи. Сайт можно спроектировать и без этих материалов. Каждый из трёх вышеперечисленных пунктиков можно заменить кипами вопросов, раскрывающих тему сисек.
— Сколько категорий товаров будет в вашем каталоге?
— Каждый товар будет сопровождаться одним или несколькими изображениями?
— У вас есть своя студия, чтобы сфотографировать шесть тысяч наименований товаров с трёх сторон?
— У различных групп товаров есть повторяющиеся характеристики?
— Как часто вы планируете писать новости?
— Кто будет этим заниматься?
— Будут ли новости с других сайтов с указанием источников?
— Готовы ли вы искать тематические картинки, иллюстрирующие каждую новость?
— Сколько офисов в вашей компании?
— Сколько есть отделов и какие?
— У каждого отдела свой телефон?
— Добавочные номера?
— Кто будет проверять почту?
И так далее, и тому подобное. И хорошо, если заказчик действительно готов выложить круглую сумму на разработку и «всецело положиться на профессионалов». В действительности же в связи с ограниченными бюджетами он старается сэкономить на чём угодно, а «профессионалами» называет вас в таком контексте:
— Вы же профессионалы. Зачем вам нужна вся эта информация для разработки сайта?
И получается, что к моменту сдачи проекта начинаются бесконечные вереницы корректировок, внесений правок, затем исправлений ошибок в связи с внесениями правок. После этого поднимается техническое задание и становится видно, что оно не совпадает с тем, что имеется на выходе. К этому моменту уже давно истрачены все возможные человекочасы. Текст на главной странице слишком громоздкий и то, что на дизайне умещалось без полосы прокрутки, теперь разбросано на три страницы вниз. В разделе с контактной информацией оказался лишь адрес электронной почты, одинокий и несчастный, а в каталоге вместо шести тысяч наименований товаров есть лишь несколько десятков, фильтрация по которым выдаёт нам в среднем по одному результату на страницу.
— А вы что, не можете спроектировать сайт без этих материалов? Я же вам сказал, что я хочу на нём видеть, и какие задачи он должен выполнять, — это произносится с неподдельным удивлением на лице. А ещё с лёгким амбре неуверенности в компетенции исполнителя.
— Конечно, можем, — вновь отвечает проектировщик.