Если я покупаю шкаф в ИКЕЕ и собираю его по инструкции я соберу этот шкаф. Если я начну собирать без инструкции обязательно останется лишний шуруп или другая деталь.
Виталий, ты думаешь возможно написать инструкцию о том, как общаться с заказчиком - да еще и универсальную?
Люди-то все разные: что сработало с одним человеком, далеко не факт, что сработает с другим... Да и не факт, что с этим же самым человеком сработает в следующий раз то же, что сработало в прошлый. Здесь зачастую только интуиция может подсказать, что и как лучше сказать в данном конретном случае. Я вот, например, будучи совершенно бесконфлиткным человеком один раз-таки по молодости вспылила при заказчике...
Забавно, но то, что я считала не допустимым, подействовало намного сильнее, чем попытки перевести беседу в спокойное конструктивное русло.
Марина на то и намекает, что в нашем деле может быть куча техник, приемов, практик, но даже умение их правильно применить не всегда может гарантировать достижение результата. Здесь присутствует, видимо, своего рода ситуационный подход - управление по ситуации...
Но возможность показать на своем личном примере, что вот это сработало в такой ситуации, по крайней мере, позволит накопить статистическую информацию... Возможно, потом на основе ее анализа и удастся выявить какие-то закономерности.