Формулировка "Требований данного класса не предъявляется" ни в коей мере не означает, что мы должны на "закрывать глаза" на что-либо существенное.
Все возможные нефункциональные требования к информационным системам целесообразно обобщить в одном документе-шаблоне, чтобы потом при разработке требований к конкретной системе ничего не забыть.
Но никогда не бывает так, чтобы для какой-либо системы все возможные нефункциональные требования были одинаково критичны и требовали от исполнителя трудозатрат на их реализацию и проверку. Например, для stand alone приложения требования к нагрузке не предъявляются, а если мы разрабатываем многопользовательскую online-систему, то нам необходимо зафиксировать в требованиях информацию о количестве одновременно работающих пользователей, количестве запросов к БД в единицу времени и пр., чтобы учесть это все при проектировании и разработке, потом провести нагрузочное тестирование и сдать заказчику работоспособную систему.
Еще бывают случаи, когда заказчик из-за дефицита времени и/или денег отказывается, например, от пользовательской документации или говорит, что для него не критична возможность масштабирования системы, так как она призвана решать какую-либо узкопрофильную задачу. В этом случае тоже пишем, что "требований не предъявляется".
Я считаю, что для нас как для аналитиков очень важны три момента, связанные с нефункциональными требованиями:
- ни одно из нефункциональных требований не должно быть оставлено без внимания при разработке проектных спецификаций;
- если нефункциональное требование специфицировано, необходимо принять меры для его реализации и тестирования, чтобы не было мучительно больно, когда на приемочных испытаниях выяснится, например, что система не держит нагрузку;
- если нефункциональное требование не предъявляется, можно в данном направлении ничего не предпринимать и не тестировать, но решение о том, что оно не предъявляется, должно приниматься осознанно и по взаимному соглашению заказчика и исполнителя.