Хороший вопрос! Правда, когда мы говорим о "всеобщем недовольстве", мы должны понимать, что здесь мы как раз говорим об ожиданиях тех или иных лиц: представителей заказчика, менеджера проекта, разработчиков, тестировщиков... Можно ли по субъективным ожиданиям давать оценку эффективности? Исходя из определения эффективности (например, вот такого: "ЭФФЕКТИВНОСТЬ — относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение", http://slovari.yandex.ru/dict/economic), скорее всего, нет.
Поэтому чтобы говорить об эффективности необходимо сравнивать характеристики полученного результата с затратами тех или иных ресурсов, выраженных количественно. Чтобы иметь такую возможность сравнивать, нужно определить, описать заранее, каков должен быть результат (например, что и в какие сроки и с каким качеством должно быть сделано) и какие допустимы затраты (например, такая-то задача должна быть решена за столько-то часов).
Готов согласиться с Галиной.
Хочу немного дополнить.
1. Кто оценивает эффективность и цель оценки?
Руководитель отдела СА для принятия решений в управлении деятельности по выполнению отделом своих функций в рамках обозначенных компетенции, а именно:
- планирование деятельности (включая планирование требований);
- организацию деятельности (включая распределение ресурсов);
- контроль;
Скорее всего, так же руководитель проекта.
2. GLITBA Competency Model предусматривает несколько видов деятельностей аналитика:
а) анализ коммерческой деятельности предприятия и подготовка проекта;
б) планирование и управление требованиями;
в) сбор требований;
г) анализ и документирование требований;
д) реализация требований;
е) коммуникации с заинтересованными лицами и визуализация информации о проекте;
ж) обеспечение качества;
з) инженерия требований к удобству использования системы.
3. Какие затраты осуществляются?
Как сказала Галина, что эффект м.б. охарактеризован, как отношение полученного результата к затратам. А затрачивают обычно, да и принято оценивать: время, деньги, ресурсы. Исходя из пропорции, при сокращении их (время, деньги, ресурсы) и получении одинакового результата мы повышаем эффективность.
Думаю всем понятно, для чего нам нужно изменять затраты и варьировать ими. Возьмем, к примеру, проблему которую пытаются решить с помощью аналитика «убрать риски непонимания заказчика и недобора требований», при нехватке аналитических ресурсов проблему нужно решать комплексно и возможно другими методами, за счет других ресурсов.
4. Методы оценки эффективности.
На основе примеров из других отраслей (например, «МЕТОДИКА оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»), к методам оценки можно отнести совокупность операций по измерению некоторых показателей деятельности.
Показатели можно объединять в группы, например:
- общие;
- коммуникации;
- выявления;
- анализа и документированная и т.п.
5. Немного о самих показателях.
Скорее всего, можно говорить о качественных и количественных показателях. Показатели можно разделить на: показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности; показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности.
Примеры (подготовлены на скорую руку, прошу отнестись с пониманием).
Общие:
а) количество видов деятельностей, в которых аналитик компетентен.
Если, например, знания и опыт, синтезированные в навыки позволяют ему эффективно выполнять все вышеобозначенные виды деятельностей, значит он по этому показателю эффективен – насколько, можно определить пропорцией «x/8».
Выявления (для задачи «идентификация и описание заинтересованных в проекте лиц»):
а) знание всех областей в которых осуществляется идентификация;
б) знание принципов и методов идентификации ЗЛ из каждой области;
в) время затраченное на выделение;
г) время затраченное на описание;