MikeCharge!
Возможно, я и скачу мыслью по древу. Я же не утверждаю, что я истина в последней инстанции. Я высказываю свое мнение. Мои аргументы не находят в Вас отклика.
Однако и Ваши аргументы полностью не находят во мне отклика.
По большому счету мы говорим об одном и том же.
Только зачастую часть промежуточных шагов в цепочке рассуждений пропускаем и от этого излагаемая позиция становится непонятной.
При формулировки цели Вы исходите из факта, что ИТ - тоже игрок бизнеса и, следовательно, должен следовать его правилам.
Как я понимаю - это правило удовлетворить цель бизнеса своей разработкой, чтобы это не было.
Основное правило бизнеса, по моему мнению - первым дать контрагенту такую вещь, за которую он готов заплатить.
Вопрос: предложите цепочку рассуждений, пример, подкрепляющую Вашу концепцию.
Покажите в чем различие-сходство между бизнес-целью некой компании и целью разработки ИТ проекта для удовлетворения этой бизнес-цели?
Покажите, пожалуйста, как цель бизнеса(увеличение прибыли) трансформируется в цель проекта и как я понимаю отвественность проекта.
Дискутируя о формулировках целей мы часто упускали из виду, что в целеполагании есть две роли:
1) лицо, формулирующее цель и дающее соответствующие задания
2) лицо, которое должно этой цели достичь
Каждое из этих лиц имеет свой круг полномочий и возможностей, которыми и может распоряжаться.
При обсуждении целей это надо учитывать.
Существует набор SMART-критериев, используемых для проверки насколько хорошо сформулирована цель.
Хорошо сформулированная цель должна быть
Specific - конкретна
Measurable - измерима
Achievable - достижима
Relevant - значима
Time-bounded - увязана со временем
В приведенном ранее в дискусии примере некорректно ставить перед внешней ИТ-компанией цель - увеличить прибыль заказчика на Х% именно потому, что такая цель ни достижима, ни значима для внешней организации.
Посторонняя организация не имеет рычагов управления ни продажами заказчика, ни затратами заказчика. Разве что может передать заказчику безвозмездно кучу денег и таким образом попытаться увеличить его прибыль.
Только в трезвом уме без своей выгоды никто на это не пойдет.
Можно попробовать сделать цель значимой для ИТ-компании. Скажем, если дополнительная прибыль свыше X% будет поровну делиться между ИТ-компанией и заказчиком. Но при этом ИТ-компания должна получить необходимые полномочия по управлению в структуре заказчика.
В итоге ИТ-проект (если принять, что ИТ-компания выполняет ИТ-проекты) перерастет в проект управленческий.
Глобальные цели организации, типа увеличения прибыли, могут быть достигнуты разными путями. В каждом случае выстраивается своя система разложения глобальных целей на составные подцели, определения проблем на пути достижения таких подцелей и возможных решений.
Полная система целей организации обычно держится в секрете. А подрядчикам дается обычно только минимум необходимой для работы информации - либо только уже выбранное возможное решение, либо перечень проблем, которые призвано устранить это решение.
Соответственно, ИТ-компании заказчик обычно посвящает только в цели более низкого уровня чем глобальные цели организации.
Пример.
Владелец транспортной компании, занимающейся междугородними грузовыми автоперевозками, ставит перед руководством цель -
увеличение прибыли от деятельности компании. Компания является лидером на своем рынке и не имеет проблем с заказами.
Прибыль можно увеличить за счет
увеличения выручки и за счет
сокращения затрат.
Для увеличения выручки надо больше
продавать услуг компании. С привлечением заказов проблем нет. Нет свободного автотранспорта для выполнения дополнительных заказов. Значит, надо
купить или арендовать дополнительный автотранспорт и/или
более интенсивно использовать имеющийся автотранспорт.
С использованием автотранспорта есть проблема. Поскольку рейсы междугородние, длительные, пункты погрузки и разгрузки меняются часто и не всегда доступны для контроля со стороны компании, то зачастую водители делают "левые" рейсы или не торопятся возвращаться из рейсов. Также нередки простои в местах погрузки/разгрузки если контрагент не успел подготовить площадку к приему транспорта.
Соответственно определены цели -
контролировать работу водителей, то есть в любой момент времени диспетчеры должны иметь оперативную информацию о месторасположении каждого автомобиля;
контрагенты своей нерасторопностью не должны ломать наш график движения транспорта.
Для контроля за работой водителей предлагается решение - внедрить автоматизированную систему мониторинга движения на основе GPS.
Для "выстраивания" контрагентов в договора вводится пункт о штрафных санкциях за простой автотранспорта свыше определенного времени и выстраивается внутренняя процедура предварительного уведомления контрагента об ожидаемом сроке приезда.
Для сокращения затрат надо в числе прочего
снизить расходы на ГСМ, поскольку топливо явно воруют и воруют безнаказно. В качестве подцелей определяют необходимость
уменьшения норм расхода топлива;
более оперативного поступления информации о фактическом расходе топлива в топливно-транспортный отдел;
повышения достоверности информации о расходе топлива.
В качестве решения предлагается автоматизировать учет расхода ГСМ и пробега автотранспорта.
Итоговая цель ИТ проекта: внедрить автоматизированную систему мониторинга движения автотранспорта, с заданной дискретностью фиксирующую местоположение, режим работы автомобиля, его загрузку и расход топлива и с заданной периодичностью передавать эту информацию в информационную систему компании.