Коллеги, хотелось бы услышать ваши отзывы по поводу 14 пунктов. Что по вашему мнению будет работать (снижать вероятность возникновения описанной проблемы, снижать последствия и т.д.), а что не будет, с комментариями . Было бы очень интересно.
1. – Да, «Определить роли и их обязанности и полномочия дизайнера и клиента», необходимо безусловно. Но! Вполне вероятно, что описанные вами проблемы как раз и возникают потому, что большинство заказчиков не в состоянии самостоятельно выработать концепцию сайта и определить нужды пользователей, а, следовательно, сформулировать требования. Во всяком случае, когда речь идет о разработке программных систем и продуктов, задача формулирования требований ложится на плечи исполнителя, а именно – аналитика. Возможно, для того они к вам и обращаются
2. «Изучить и понять бизнес заказчика» - необходимо, но опять же если проводить параллель с разработкой ПО, то чаще дизайн выполняет (разрабатывает интерфейс) не то лицо, в чьи непосредственные задачи входит «изучение и понимание бизнеса заказчика»… Т.е. мера должна сработать. Только выполнять это, возможно, надлежит не дизайнеру самостоятельно, а тому, в чью специализацию это входит.
3. «Изучить пользователей сайта
До начала работы необходимо встретиться с несколькими пользователями сайта (организует Заказчик). Понимание потребностей пользователей ведет не только к более качественной работе, но и является одним из аргументов в общении с Заказчиком.»
Выполнение этого действия сильно упростило бы задачу исполнителя, но по большому счету это больше относится к сфере маркетинга, т.е. маркетинговых исследований. Опять же вопрос: если помимо всего прочего в рамках выполнения работ по разработке сайта необходимо еще и составить портрет пользователя, то это уже отдельный вид работ, который, как правило, отдельно и оплачивается… Если вы готовы «подарить» эту работу заказчику – вперед, мера сработает.
4 - уже больше имеет отношение к оформлению, здесь я не сильна, но, тем не менее, оказавшись на месте заказчика, я предпочла бы увидеть несколько вариантов.
«5. Использовать карточки с образами
Заказчик зачастую не знает, что он хочет. До начала дизайна можно предложить ему карточки с различными цветами, шрифтами и образами, которые передают различные настроения.»
Во многих сферах это работает – по крайней мере, таким образом выбирается обивка на мягкую мебель, цвет и материал корпусной мебели и т.д.
6, 8, 9, 11 – да, делать надо, но 100%-ой гарантии, что поможет, никто не даст.
10 – исследовать на причины полезно, но сам пример убивает! Что значит «избегание мужской цветовой гаммы»?! Мне вот, например, никогда не было понятно, почему все «женские» сайты окрашены в розовый цвет… Не все женщины любят розовый! И заказчик (если говорим о конкретном лице, выполняющем приемку) может быть субъективен – просто ему лично не нравятся вот эти цвета и все! А вы уже там успели накрутить про то, что «на самом деле» причиной является то, что сайт ориентирован на такую-то аудиторию и предназначен для решения таких-то задач...
13 – предложение хорошее, а утверждение, что «дизайн определяется функционалом» неоспоримое. При хорошем обосновании, заказчик даже может согласиться принимать дизайн в самом конце.