... нельзя ли точный вывод, конечное велью, лучше на примерах, что же есть Б-функция и Б-процесс, чем они отличаются, как это использовать на практике анализа
Попробуем на примере разграничить функции и процессы.
Рассмотрим лишь один процесс — приготовление салата «Летний» (Сборник рецептур, 1982 г.):
70. Салат «Летний»
1. Очистить картофель;
2. Отварить картофель;
3. Подготовить овощи;
4. Нарезать овощи: картофель и огурцы — ломтиками, помидоры — дольками, фасоль — ромбиками;
5. Нашинковать зелёный лук;
6. Перемешать картофель, овощи и фасоль;
7. Полить сметаной при отпуске;
8. Оформить порцию дольками яиц при отпуске;
9. Посыпать зелёным луком при отпуске.
Популярный британский «голый повар» Дж. Оливер как то обмолвился, что для того, чтобы научиться нарезать картофель-фри ему понадобилось год заниматься только этим делом на ресторанной кухне. За это время начинающий повар приобрел знания, навык и опыт, которые позволяют легко, споро и красиво нарезать картофель-фри.
Функциональное разделение труда позволяет формировать и не терять нужные навыки. В нашей группе компаний именно специфический набор навыков (skills set) отличает функции от процессов.
Теоретически все девять перечисленных в нашем процессе работ мы можем назвать функциями и распределить между поварами да их подмастерьями. Например, приготовление отварного картофеля, включая его чистку, отдаём первому сотруднику, приготовление и смешивание овощей — второму, а действия при отпуске — третьему. Вот и получилось традиционное функциональное разделение труда на нашей кухне.
Не обращая внимания на вопросы и замечания, продолжим развивать нашу историю. Со временем кухня разрослась настолько, что мы вынуждены выделить приготовление отварного картофеля в отдельное производство. Функционал этого подразделения существенно изменился, добавились закупки, хранение, упаковка, комплектование и транспортировка. Ко всему прочему появились менеджеры, бухгалтера, охранники, маркетологи, ИТ-специалисты и многие другие. А для руководства данного производства возникли новые бизнес-процессы, например, логистика готовой продукции и бизнес-планирование.
В чём же тогда смысл разделения процессов и функций, если легким постукиванием по клавиатуре, волею моей фантазии, недавние функции стали процессами?
Смыслов немного, но они крайне важны:
1. Выделение функций позволяет развивать знания, навыки и накапливать опыт. Конечно, если салат будет готовить один повар, он будет совершенствоваться со временем, но одни навыки будут развиваться быстрее в ущерб других, а если он умеет делать все работы «легко, споро и красиво» — значит он уже мастер, а это другая лига.
2. Выполнив функциональное разделение труда между тремя сотрудниками кухни, я возвёл организационные барьеры на пути приготовления салата. Основные следствия — расслоение, когда первому платят меньше, чем третьему, а второму больше, чем третьему, и угроза качеству — знаменитое «К пуговицам претензии есть?» (М. Жванецкий, 1969). Во многом процессный подход управления призван нивелировать негативное влияние организационных барьеров, фокусируясь на конечном продукте и потребителе.
3. Функциональное разделение труда привычнее и понятнее, т. к. сотрудники воспринимают свою работу как набор определённых функций, часто эти функции хорошо документированы. Крайне редко сотрудники видят производственную линию или бизнес-процесс целиком, осознают свой вклад в конечный продукт. Изучая и моделируя бизнес-процессы или бизнес в целом необходимо учитывать разные точки зрения заинтересованных сторон. А определённая точка зрения вынуждает нас использовать различные языки, не просто разные нотации, а именно языки. Второй важный смысл — это коммуникации.
Из всего выше сказанного есть замечательное следствие:
Функции и процессы — это деятельность. Деятельность характеризуется наличием цели. Цель кто-то должен определить. Определяя функции и процессы, группируя работы, всегда есть автор, контекст и заинтересованные стороны, с которыми автор должен договориться. Т. о. функции и процессы, границы между ними — это конвенции принятые в конкретных обстоятельствах. В 2005 в нашей группе компаний была разработана нормативная модель бизнес-процессов компании, она содержала 39 процессов. Сейчас в репозитории у нас уже больше 200, а реализуемый в данный момент ИТ-проект добавил ещё 160 штук. Некоторые «процессы» выполняются парой сотрудников в одном подразделении, но результат их выполнения настолько критичен, что я не возражаю называть их «процессами», хотя с методологической точки зрения это и неверно.