Опыт преподавания объектно-ориентированного подхода в моделировании, анализе(Прочитано 113404 раз)
Добавлю, что я бы сам не решился давать такие задачи даже на 2,5 часа. Эти задания студенты выполняют в течении 12 занятий (12 недель). Да и то редко справляются самомстоятельно. На экзамен (он вероятно уже прошел?) бы посоветовал взять что-нибудь попроще. Хорошим источником задач является книжка Рамбо и Блахи "UML 2.0. Объектно-ориентированное моделирование и разработка". Ответы к некоторым задачам даны в книге.



Нашел ветку с обсуждением книги и пришел к выводу, что гость я не очень-то ценный. :)



Думаю, список вариантов может дополнить эта ссылка:
http://sp.cmc.msu.ru/courses/prak5/
Практикум мы ведем 7 лет.
:)
Спасибо, уважаемый гость! Очень жаль , что Вы не хотите открыть инкогнито.
Ваши задания, очень интересны. Да возможно в таком виде задания на экзамен я тоже не рискну давать. Однако цель экзаменов в другом. Я могу спокойно поставить оценки и до экзамена, однако всегда нужно оставить интригу. Интрига придает ситуации особый вкус. Кончео, задачи будут гораздо более мелке и более определенные. Более того  для каждого задания будет задано 5 вопросов, на которые нужно постараться ответить, причем вопрос будет оцениваться на двух уровнях: уровень семантический и уровень технический - синтаксический. Задача будет поставлена четко и однозначно, стремлюсь проверить общие умения использования правил и методик. Я уже проводил подобные экзамены на предыдущем курсу только на другой тематике - структурный подход - результат оказался неплохой - стрессовая ситуация раскрывает таланты.



Итак, господа посетители, товарищи-коллеги, заинтересованные наблюдатели.

Час Х состоялся. Т.е. ЭКЗАМЕН

Билеты представляли собой некоторое описание задачи: магазин, банкомат, торговый автомат, кредитование, домуправление и т.п. Задачи описаны достаточно подробно для проведения анализа.
необходимо было ответить на 5 вопросов:
1. построить диаграмму вариантов использования (действующие лица и варианты использования системы (программного приложения)
2. сценарий варианта использования (используется полный шаблон)
3. диаграмма дейтельности или диаграмма последовательности
4. диаграмма классов предметной области задачи
5. диаграмма состояния для 1 объекта предметной области

Длительность экзамена - 3 часа полных, форма письменная

Итог экзамена
27 студентов
1 не допущен
"5" - 2
"4" - 5
"3" - 14
"2" - 5

Основные ошибки: диаграммы вариантов использования и соотвественно сценарии и диаграммы деятельности писались на уровне бизнеса и прозрачного ящика. Т.е. народ моделировал не программную систему, а описывал ход того или иного бизнес-процесса, т.е. просто визуализировал данное описание задачи.
Проблемы с диаграммой состояния. Например описывались состояния действующих лиц (вернее сценарий действия действующего лица в виде диаграммы состояния)
диаграмма классов тоже вызвала большие проблемы - типичным было не описание классов, отражающих данные, которые нужно хранить, а скорее диаграмма взаимодействия объектов, где в качестве объектов выступают главным образом действующие лица, участники процесса и некоторые детали бизнеса - например ящик с деньгами...



Да забыл добавить.
В ходе послеэкзаменационной дискуссии( а стоит заметить, что экзамен завершился в 12:30. Проверка его закончилась в 5 часов вечера, обсуждение результатов с заинтересованными еще продолжалась до 8 часов), несколько студентов выдвинули претензии на мое замечание, что проблемы на экзаменах связаны с тем, что студенты практически не читают рекомендованную литературу, а все свои знания извлекают только из лекций и практических заданий. Претензии свелись к тому, что мои требования читать дополнительную литературу необоснованы. Мол вы вот ведете один свой предмет, так сказать смотрите узко, а у нас в течение семестра множество других дисциплин и чо, по каждой читать ту литературу, которую нам рекомендуют? Я был, мягко сказать, в шоке.
Я в ходе преподавания рекомендовал, или даже настаивал читать Коберна, любую книгу по UML, рекомендована книга Леоненкова, как общедоступная, а также выдержки из Вигерса и собственные подборки статей.
Хотя в целом экзамен базировался на знаниях и у мениях, которые давались на лекциях и практических занятиях...



... что проблемы на экзаменах связаны с тем, что студенты практически не читают рекомендованную литературу, а все свои знания извлекают только из лекций и практических заданий. Претензии свелись к тому, что мои требования читать дополнительную литературу необоснованы. Мол вы вот ведете один свой предмет, так сказать смотрите узко, а у нас в течение семестра множество других дисциплин и чо, по каждой читать ту литературу, которую нам рекомендуют? Я был, мягко сказать, в шоке....
Да, есть такая тема. Но тут смысл в том, что должен быть перечень ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ литературы, и перечень ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ. И вот обязательную они должны читать, а твоя задача - обеспечить её наличие в университетской библиотеке. Думаю, если бы вузы заявили о своих потребностях в Вигерсе/Лефингуелле, то проблем с их переизданием не было бы.

Про студентов - не знаю, как на твоём курсе, но у нас курса с 3-го уже выделялись часы и дни на так называемую "самостоятельную подготовку". И вообще - университеты в классическом смысле известны тем, что создают условия для самостоятельного обучения, предоставляют тьютора, профессоров, лаборатории, оборудование, учебники, а не стойло, куда студент загоняется и где в него набиваются знания.

Вообще, можно наверное расчитать, сколько времени нужно студенту, чтобы прочитать 1 книгу в среднем по каждому из 20 предметов за семестр, и убедиться, что это вполне постижимые величины. А претензии студентов к необходимости чтения литературы смешны, как и просьбы "сегодня отпустить пораньше". Для того, чтобы получить образование, нужно учиться, не хочешь учиться - скатертью дорога, никто не насилует.



Да, есть такая тема. Но тут смысл в том, что должен быть перечень ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ литературы, и перечень ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ. И вот обязательную они должны читать, а твоя задача - обеспечить её наличие в университетской библиотеке.
Да именно так, правда есть некоторая тонкость - иногда, особенно с новыми предметами, книг в достаточном количестве в библиотеке нет. Правда я обязательно готовлю электронные версии, если не могу обеспечить библиотеку. Однако есть ведь и магазин.

Цитировать
Про студентов - не знаю, как на твоём курсе, но у нас курса с 3-го уже выделялись часы и дни на так называемую "самостоятельную подготовку". И вообще - университеты в классическом смысле известны тем, что создают условия для самостоятельного обучения, предоставляют тьютора, профессоров, лаборатории, оборудование, учебники, а не стойло, куда студент загоняется и где в него набиваются знания.

Вообще, можно наверное расчитать, сколько времени нужно студенту, чтобы прочитать 1 книгу в среднем по каждому из 20 предметов за семестр, и убедиться, что это вполне постижимые величины. А претензии студентов к необходимости чтения литературы смешны, как и просьбы "сегодня отпустить пораньше". Для того, чтобы получить образование, нужно учиться, не хочешь учиться - скатертью дорога, никто не насилует.
Вот почитали бы студенты мои это. Конечно - есть такой раздел, и даже по часам превышает аудиторную работу. Я то же считаю, что обучение требует усилий со стороны обучаемого. Но самое забавное, что многие преподаватели считают, что нужно строить так обучение, что все, что потом спрашивается на экзаменах, тестах, опросах и т.п. было проработано на практических занятиях, причем обязательно нужно дать полное и подробное описание того, что нужно сделать. В результате получается - как ты говоришь - стойло, куда загнали, овса насыпали и вот тупо пережевывают то, что написанно в методички.

Кроме того предметов никак не 20 за семестр, а значительно меньше. Далее все-таки есть предметы специальности и специализации, и сопутствующие. Но если мне заявляют, мне ваш предмет неинтересен и я не вижу в нем необходимости, что тут сказать?



А я немного защищу студентов....

Денис, ты себя вспомни, много ли ты читал обязательных книг во время учебы? Ведь основная подготовка шла по лекциям. Да, лекции по многим предметам отшлифовывались годами - это факт, но все же основная подготовка идет по ним, если что-то не понятно, тогда учебник. Я не помню, например, чтобы мы по Бобровниковой (сапромат) читали какие-то книжки - все по лекциям, и знали не простой предмет лучше многих других... Может быть секрет в износиловании в течении семестра, а не на экзамене, я не знаю.

Эд, я критику навожу больше к системе нашего образования, а не к тебе, т.к. мы сами не предложили тебе внятной методики образования по этому предмету. Над этим должны сидеть и думать как минимум человек 5 специалистов в этой области, т.е. программу образования должен предлагать уч. совет, а не один человек высасывать из пальца.
В общем, я думаю, ты понял свои ошибки и ошибки студентов, и в следующем году постараешься их избежать ...
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Денис, ты себя вспомни, много ли ты читал обязательных книг во время учебы? Ведь основная подготовка шла по лекциям. Да, лекции по многим предметам отшлифовывались годами - это факт, но все же основная подготовка идет по ним, если что-то не понятно, тогда учебник. Я не помню, например, чтобы мы по Бобровниковой (сапромат) читали какие-то книжки - все по лекциям, и знали не простой предмет лучше многих других... Может быть секрет в износиловании в течении семестра, а не на экзамене, я не знаю.
Нам откровенно повезло с теми преподавателями, которые читали исчерпывающие лекции. Это действительно плод поколений. Все относительно новые предметы читаются плохо и книжки по ним не помешали бы, если сейчас они есть - сам бог велел.



А я немного защищу студентов....
Денис, ты себя вспомни, много ли ты читал обязательных книг во время учебы? Ведь основная подготовка шла по лекциям. Да, лекции по многим предметам отшлифовывались годами - это факт, но все же основная подготовка идет по ним, если что-то не понятно, тогда учебник. Я не помню, например, чтобы мы по Бобровниковой (сапромат) читали какие-то книжки - все по лекциям, и знали не простой предмет лучше многих других... Может быть секрет в износиловании в течении семестра, а не на экзамене, я не знаю.
Все это патологичная практика, когда студент учится только по лекциям. Возможно в точно и методически сформированных дисциплинах -таких как сопромат - такое возможно, но во всех бурно развивающихся предметах, где многое осознается только при прочтении ТЕКСТА и изучении множества примеров, это не возможно. Мы же не даем готовые формулы расчеты защемленной балки или еще что-то подобное. Посмотрите сами на нашем форуме, сколько времени имы обсасываем что такое вариант, swimlane и т.п. Как можно понять это без изучения учебных материалов?

Мои друзья из классического универа, которые сейчас обучают студентов в нашем и других вузах, как-то говорили мне, что смотрят на наших студентов с удивлением - никто ничего не читает, все строчат лекции под диктовку. У нас мол такого никогда не было, а заканчивали они матфизику.


Цитировать
В общем, я думаю, ты понял свои ошибки и ошибки студентов, и в следующем году постараешься их избежать ...
Нет у меня ошибок. Есть, возможно, недочеты в изложении, расставлении акцентов., умении объяснить значимость предмета. "Но если осел не хочет пить, даже аллах не может его заставить напиться" (с)



Есть, возможно, недочеты в изложении, расставлении акцентов., умении объяснить значимость предмета.
Это я и имел в виду. Я не говорю про ошибки в изложении материала, а об ошибках/недочеты в самой программе. Не обижайся, мой пост был не в критику тебе, как я уже сказал ...
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Сергей, ты все правильно сказал. Именно так я всегда и делаю либо в начале, либо в процессе и всегда есть документальное подтверждение в виде например программы или графика работы



Эдуард! вы большой молодец! мало кто так сейчас преподает в наше время!
но что-то многова-то, по-моему, вы двоек и троек поставили.. видимо заслуживают.....

Я так понял многие обращения к аудитории связаны с целью разработки мотивации для студентов? так как, насколько я понял, с самом программой у вас уже достаточно все отработано!
про мотивацию сегодняшний студентов (я один из них, например) сложно что-то сказать...

А у меня вот такие вопросы: А много ли студентов уже сейчас (кажется на 3 курсе) работает? В каких сферах занята молодежь? Много ли сейчас у вас ИТ вакансий? возможно стоит напомнить народу, что достаточно глубоко изучив тему, они смогут устроиться и быть гораздо выше программистов? возможно стоит привести пару примеров из жизни.. думаю, они у вас есть...
Ну и еще раз скажу, что, по-моему, лучшая мотивация студентов на работу в семестре-это их будущая отценка на экзамене....
2Use 2Model 2Lead - it is easy!



Ну и лесом тогда такие претензии :)
Самое главное, чему ты их научил - это внимать требованиям и удовлетворять их, какими бы они ни были. Так делаются все проекты :)
Понимаешь, цель-то не достигнута. Пусть цель была чисто качественная, но результаты экзамена таковы, что всего 7 нормальных оценок, а остальные пытались, то так и не смогли понять суть предмета. Плюс большая часть в искреннем недоумении по поводу моего предмета - они 100% убеждены, что данный предмет им в жизни не нужен, реально в жизни он не используется, и все это университетские заморочки, типа философии, психологии, культорологии, русского языка, социологии и т.п.



Извините BIS пропустил Ваши вопросы. Надеюсь не поздно, и Вы еще заглянете к нам на огонёк.

Эдуард! вы большой молодец! мало кто так сейчас преподает в наше время!
Спасибо за теплые слова.

Цитировать
но что-то многова-то, по-моему, вы двоек и троек поставили.. видимо заслуживают.....
Сам был не доволен. Но решил всё-таки идти до конца. Может хоть это немного расшевелит ребят и даст им некоторую мотивацию: работать надо, учиться... Хотя может и по-другому сыграть.
Кажется, один молодой человек на меня здорово осерчал. Хотя у него вышла четверка, благодаря рейтингу, но на экзамене он показал знания не ахти.

Цитировать
А у меня вот такие вопросы: А много ли студентов уже сейчас (кажется на 3 курсе) работает?

Точных данных у меня нет. Это сильно зависит от года набора и атмосферы в коллективе как не странно, но обычно процентов 20-30 работают. На старших курсах даже больше. Могу сказать, что наш первый набор активно работал чуть ли не на 90%. Часто вижу что ребята к лету устраиваются, а потом на 4 или 5 продолжают. Однако сказать, что все работают по специальности, не могу. Частенько работают по другому профилю...

Цитировать
В каких сферах занята молодежь?
Обычно это торговля, есть процент, связанный с ИТ в том или ином виде.

Цитировать
Много ли сейчас у вас ИТ вакансий?
К сожалению в городе ИТ индустрия неслишком представлена. Нужно учесть и большую конкуренцию. Почти каждый вуз, а их у нас 7 в городе, пытается выпускать ИТ-специалистов.
Серьезных софтверных компаний кроме разве IT-soft и IT-studio, пожалуй, и не назову. А нет вру есть еще НПО Информатика. Существуют еще отделы на предприятиях: Ивэнерго много потребляет, Проект 2000 - комерческая организация, объединяющая несколько сетевых ритейлеров. Есть специализированные компании типа Нейрософт кажется.
Однако если есть желание народ расходится по предприятиям, конторам, организациям, операторам телематических услуг... ИТ-специальность очень интересная и востребованная причем в самых неожиданных местах. Некоторые троечники уезжая к себе на родину в районные города - становятся боссами ИТ-услуг :-)

Цитировать
возможно стоит напомнить народу, что достаточно глубоко изучив тему, они смогут устроиться и быть гораздо выше программистов?

Об этом я говорю постоянно. Рядом МСК, которая всех скушает. И деньги МСК платит серьезные, стимул вообщем есть.


Цитировать
возможно стоит привести пару примеров из жизни.. думаю, они у вас есть...
Примеры я привожу. Личных особо нет, но я всегда говорю, что шанс должен появляться на подготовленной почве. А то когда он появляется вдруг выясняется, что ведь мог что-то там изучить и вот...

Цитировать
Ну и еще раз скажу, что, по-моему, лучшая мотивация студентов на работу в семестре-это их будущая отценка на экзамене....
Да мне тоже всегда так казалось. Возможно имеет смысл более строго ставить оценки в течение семестра, чтобы студент постепенно понимал, что его может ожидать. Прадва у меня ощущение, что они воспринимают меня уже как неизбежное зло:-) Хотя я очень лояльно ставлю оценки, но постоянно заставляю трудится.
Тут есть одна небольшая особенность. Я заметил, что студенты довольно неплохо справляются с тем, что четко и ясно и однозначно поставлено. Когда перед глазами есть хорошо разжеванный пример. Однако в деле программирования и реализации проектов слишком много разных неопределенностей, потому такой подход (точно сформулированное задание) в этом случае не оправдывает себя. он заставляет действовать по шаблону, что не верно, поскольку шаблонов на всю жизнь не напасешься, да и невозможно рассказать о всех возможных комбинациях...
Мне запомнилась реакция одно студента, когда я ему в очередной раз терпеливо объяснял, что у него хорошо, а что плохо, и просил переделать это и вот это. Он мне сказал - скажите сразу, что вам сделать. И он не понимает, что я тоже не знаю пока конечный результат полностью. Я ему говорю результатом будет то, что ты сумеешь сформулировать требования и по этим требованиям реализовать систему, им отвечающую. Вот говорю, будешь брать требования и смотреть реализовано или нет. Нет значит ошибка, а если нечто реализовано не по требованию, или это реализованное нигде не обсуждено и не описано - тоже ошибка...

А вообще главное научить человека мыслить и решать задачи. Конечно идеально, если он решает задачи быстро и эффективно, но уже неплохо, если он вообще решает задачу. Хотя и первое не маловажно, поскольку реальные задачи решаеются в ограниченное время и с ограниченными ресурсами.

Я надеюсь, что мне удалось донести эту мысль тем студентоам, с которыми мы делали бакалаврские и дипломные работы. Было тяжело и мне, и им. Девчонки время от времени пускались в слезы. Я их отпаивал чаем и гладил по спинке, чтобы успокоить. Однако и результат - работы признаны одними из лучших. Дипломницу взял на работу председатель комиссии. Девушку-бакалавра никто не взял, поскольку она еще будет учится. Однако она выступила так блестяще, что по-моему сама это поняла. Глаза у нее от удовольствия сияли, а мне было очень приятно, когда за пару дней до ее выступления, ее доклад был курам на смех, но на защите она сумела все сложить и выступить преотлично.




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19