Опыт преподавания объектно-ориентированного подхода в моделировании, анализе(Прочитано 113413 раз)
Т.е. наверное работа преподавателя главным образом заключается в том, чтобы увлечь (если не сразу то в самом процессе). И уже следущим шагом помочь на пути.

Да, конечно. Но нужно все-таки учесть и цену вопроса. Сколько душевных сил следует потратить на такое дело? А как оплачивается работа?
Тут в кулуарах была высказана такая мысль. Почему студенты не воспринимают наши знания? Якобы потому, что они видят, что все эти высокие знания не делают преподавателя богаче в денежном смысле. Студенты видят, что даже то, что преподаватель знает так много, в реальном денежном эквиваленте он просто бедняк. Отсюда вывод - эти знания не нужны, иначе наши преподаватели были бы самыми состоятельными. Где-то эта точка зрения имеет смысл, как вы думаете?
Скажем, если бы я был неким аналитиком в преуспевающей фирме, приезжал на работу в престижной машине, имел набор дорогих аксессуаров, студенты ыидели, что мое время расписано по минутам и т.д. Может быть они задумались бы, а ведь это наверное очень круто? И старались изучить лучше?



Я все это к тому, что не надо комплексовать, мало кто занимается этой темой, а значит как бы мало ни было достигнуто - это все равно лучше, чем есть где-то еще.
Я тоже лично не думаю, что студенты так оцениваю преподавателя.
Я не комплексую ни грамма.
И занимаюсь этим кажется не без удовольствия. Надеюсь студенты мое участия видят. И ценят. Правда, плохо, что не набираются ума в учебное время.
Выпускники некоторые вспоминют с сожалением, что не прислушивались к моим рекомендациям:-)



Именно, так я и стараюсь проводить занятия. Но наталкиваешься на мнимую стеснительность или еще какую причину. Вот прошлое занятие, когда каждая группа должна была высказаться по своим проектам. Полчаса перепирались, кто все-таки выступит. В конце концов 1 группа решилась. При этом большая часть сидела и без особого внимания следила за презентацией, вопросы не задавали, а наоборот прятались.
Может быть только одна причина, чтобы не выступить - преждевременная смерть студента. И то, в этом случае остальные вправе использовать труп в качестве наглядного пособия. :)
А если серьезно, то в вашей власти назначить выступающего, если группа сама не в состоянии быстро принять решение. Порядок выступления групп лучше тоже определять вам и объявить об этом в самом начале занятия.

Я периодически провожу внутрифирменный семинар "Описание процессов", вводный в тематику. Тоже сталкиваюсь с проблемами схожими с вашими. Но у меня попроще - материала меньше, длительность меньше и, главное, количество участников в группах не больше 10-12 человек.



Вот хочу представить ряд ВИ, которые написали не выступающие студенты :-) Да не осудят они меня, может даже им на благо.

Название варианта использования   Заказ мебели
Краткое описание   Клиент просматривает каталоги, либо в соответствии со своими требованиями заключает контракт с фирмой.
Цель    Приобретение мебели.
Область действия   Фирма по изготовлению мебели.
Уровень   Цель пользователя - прозрачный ящик
Основное действующее лицо   Клиент
Участники  и интересы   Клиент - приобрести качественную, красивую мебель за приемлемую цену.
Менеджер по работе с клиентами - Заинтересовать клиента, заключить с ним контракт на выгодных для компании условиях.
Дизайнер - Сделать эскиз, который понравится клиенту
Начальник производства - Контроль за соблюдением правил ОТК (основной технический контроль) и техники безопасности. Заказ необходимых материалов.
Предусловия   Желание клиента приобрести мебель
Постусловия   Изготовление и доставка мебели – завершение сделки
Минимальные гарантии   Менеджер, в соответствии с пожеланиями клиента, заключает контракт.
Гарантия успеха   Мебель изготовлена и клиент получает её в указанные сроки. Клиент доволен.
Триггер   Заключение контракта.
Ссылки на другие варианты использования   
Успешный основной сценарий
1.   Клиент приходит в фирму, просматривает каталоги, либо при помощи дизайнера создают эскиз мебели. Заключает контракт.
2.   В соответствии с условиями контракта выполняется процесс изготовления мебели. Если на складе нет необходимых материалов выполняется подчинённый сценарий «Заказ материалов».
3.   Клиента информируют о том, что мебель изготовлена.
4.   Производится доставка, сборка и установка мебели.
5.   Производится оплата. 
Подчиненный сценарий «Заказ материалов»
1.   Начальник производства просматривает список имеющихся на складе материалов, если необходимых материалов нет в наличии, то выполняет их заказ.
2.   Поставщик принимает заказ.
3.   Производит доставку заказанных материалов.
4.   Производится оплата.


Исключения
В случае отказа от заказанной мебели, соответствующей условиям  контракта, клиент теряет уплаченные 50% стоимости готовой продукции


Название варианта использования   Произвести мебель по заказу Клиента
Краткое описание   Рабочий персонал фирмы, следуя техническому проекту Дизайнера, производит мебель по индивидуальному заказу Клиента
Цель    Произвести мебель, отвечающую техническому проекту
Область действия   Фирма (сборочный цех, дизайнерское бюро)
Уровень   Обобщенный (бизнеса – прозрачный ящик)
Основное действующее лицо   Рабочий персонал
Участники  и интересы   Клиент – хочет получить мебель, отвечающую его пожеланиям в полной мере.
Дизайнер – с наименьшими затратами труда и времени составить технический проект
Руководитель производства – не допустить несчастных случаев и нарушений трудовой дисциплины во время производства. Хочет, чтобы проект был выполнен строго по разработанному техническому проекту
Рабочий персонал – как можно быстрее и проще для себя произвести мебель по техническому проекту.
Предусловия   Клиента интересует неординарная мебель
Постусловия   Мебель произведена
Минимальные гарантии   Технический проект будет составлен Дизайнером в любом случае.
Гарантия успеха   Произведенная мебель в полной мере отвечает техническому проекту, и, соответственно, пожеланиям клиента
Триггер   Клиент подписывает контракт на производство мебели на заказ и вносит предоплату
Ссылки на другие варианты использования   
Успешный основной сценарий
1.   Основываясь на эскизах, составленных по предпочтениям Клиента, Дизайнер выполняет технический проект и передает его Руководителю производства.
2.   Руководитель производства распределяет работу среди Рабочего персонала.
3.   Рабочий персонал выполняет действия по созданию мебели под контролем Руководителя производства.
4.   Произведенная мебель демонстрируется Клиенту.
5.   Переход на ВИ «Доставка мебели Клиенту».
6.   Вариант использования завершен.
Исключения или альтернативный поток событий
3а. На складе нет необходимых материалов
3а1. Заключается договор с поставщиком материалов
3а2. Из доставленного сырья начинается производство мебели (возврат на 3)
3б. Рабочий персонал фирмы не в состоянии выполнить какую-либо особо сложную или непрофильную часть работы.
       3б1. Заключается договор с субподрядчиком, выполняющим эту                          часть работы.
        (переход на 4)         
4а. Произведенная мебель не устраивает Клиента
4а1. Если Клиента не устраивают технические неполадки (срезы,  царапины, пятна и т.д.), то фирма исправляет их за свой счет
4а2. Исправленная мебель демонстрируется Клиенту
4б1. Если Клиента не устраивает внешний вид мебели (т.е. она  якобы не соответствует его пожеланиям), то он может отказаться от нее, но предоплата ему не возвращается.

Название варианта использования   Доставить Клиенту заказанную мебель
Краткое описание   Вспомогательный персонал фирмы должен доставить и установить в помещении Клиента заказанную им  мебель
Цель    Доставить мебель по указанному адресу и установить её
Область действия   Помещение Клиента, территория города
Уровень   Обобщенный (бизнеса – прозрачный ящик)
Основное действующее лицо   Вспомогательный персонал (грузчики, водитель)
Участники  и интересы   Клиент – желает как можно быстрее получить заказанную им мебель в неповрежденном виде.
Вспомогательный персонал – доставить и установить мебель Клиента без повреждений
Предусловия   Мебель произведена на заказ или есть на складе
Постусловия   Послепродажное обслуживание (гарантия)
Минимальные гарантии   Мебель будет вывезена с территории склада
Мебель не будет выдана другому клиенту
Гарантия успеха   Во время доставки и установки мебели не произойдет никаких происшествий, наносящих вред ей или Вспомогательному персоналу
Мебель будет доставлена и получены положительная квитанция, подписанная клиентом, и деньги
Триггер   Клиент оговаривает время и место доставки
Ссылки на другие варианты использования   
Успешный основной сценарий
1.   Вспомогательный персонал (грузчики) переносят мебель со склада на транспортное средство и выезжают по адресу Клиента.
2.   Клиент или его представитель встречает работников фирмы на месте.
3.   Грузчики производят установку (при необходимости – сборку) доставленной мебели в помещении Клиента.
4.   Клиент подписывает акт приемки и выплачивает оставшиеся 50% денег за мебель представителю фирмы (в лице водителя).
5.   Вариант использования завершен.
Исключения или альтернативный поток событий
1а. Мебель повреждается во время транспортировки
       1а1. Мебель немедленно возвращается на территорию фирмы.
       1а2. Производится необходимый ремонт.
       1а3. С Клиентом оговаривается новое время доставки.
  (возврат на 1)
2а. Клиента или его представителя не оказывается на месте.(проблема проверки что ВП не наврал, чтобы удержать штраф)
       2а1. Мебель возвращается на склад.
       2а2. С Клиента взимается штраф.
       2а3. Оговаривается новое время доставки.
  (возврат на 1)
4а. Установленная мебель не устраивает Клиента
4а1. Если Клиента не устраивают технические неполадки (срезы,  царапины, пятна и т.д.), то фирма исправляет их за свой счет
 (возврат на 1)
4б1. Если Клиента не устраивает внешний вид мебели (т.е. она  якобы не соответствует его пожеланиям), то он может отказаться от нее, но предоплата ему не возвращается – странная ситуация если учесть что заключается контракт Может ситуация – отказывается от мебели, но тогда не организуется доставка вообще.
4б2. Мебель возвращается на склад (выход из ВИ)

ВИ представлены как есть, без описания проблемной ситуации (ее нет).Просто в папке для проверки есть три эти файла.
Да!!!! в прицепки найдете все-таки описание проблемы и презентацию бизнеса (будем надеяться студенты меня не кастрируют)

Просьба подвергнуть критики, дать конструктивные замечания. А я попробую сравнить со своими впечатлениями
« Последнее редактирование: 18 Апреля 2007, 19:17:57 от Galogen »



Сегодня состоялось очередное занятие. Посвятил его полностью выступлениям студентов, по совету MikeCharge намекнул о бонус к экзамену.
Активность сразу возросла.

Напомню у меня 4 группы, вренее вся группа разделена на 4 проектные группы: кафе, производство мебели, книжный магазин, магазин видео и проката

На прошлом занятии выступали ребята из магазина видео-проката. В целом нет так плохо. Довольно уверено смогли определить проблему или потребность, решаемую ИТ. Вернее так проблему выделитне смогли, но довольно уверено пошли в нужном направлении. Огрехи написания ВИ были - но это нормально.

На этом же занятии указал на ошибку пренебрегания формулирования проблемы или определения контекста, в котором строятся все следующие рассуждения. На лекции минут 20 рассказывал пример возникновения проблемы и способов решения ее с помощью ИТ.

На сегодняшнем занятии выступали три остальных группы. Первым выступали ребята из кафе. Вернее один парень и девчонки. Ну парень у них высокий, умный - лидер.
Ну далее магазин книг пытался доказать свою правоту.
Ну и в конце выстапали мебельщики. Причем мебельщика сразу оговрились - мы поняли сови ошибки, но попытаемся все-таки доложить, что есть.

Я занял позицию стороннего наблюдателя. Вся полемика шла практически без моего участия.
Порадовала общая активность студентов-оппонентов, задавали  вполне отличные, умные вопросы. Причем сами студенты замечали все не точности и не логичности в вариантах использования выступающих. Дискуссия бывала такой жаркой, что мне приходилось вмешиваться и направлять полемику в нужное русло. Некоторые студенты критику в свою сторону воспринимали почти как личную обиду (причем критиковали их другие студенты). Аргументом доказательства своей позиции ребята называли,  например, то, что мы так придумали, так и будет.

Например, выступающие от магазина книг предложили к рассмотрению вариант использования "Составления списка книг для заказа". В ходе дискуссии студенты-оппоненты сами предложили ребятам все-таки изменить ВИ в сторону "Заказ книг". Однако следом за ними выстапали ребята из этой же команды но с вариантом "Заказать и принять книги". Сразу завязался жаркий спор, всем бросилась в глаза некоторая противоречивость и дублирования этих двух ВИ. В конце концов выяснилось, что задача 1-го ви - проанализировать продажи, изучить новинки, проанализировать индив. заказы покупателей и составить некий список книг для будущего заказа. 2-ой ВИ оказывается, используя список составленных книг, (который еще утверждается директором) направляет список поставщику any способом. Поставщик изучает этот список и утверждает (подтверждает его), отправляя назад в виде утвержденного заказа. Сторона заказчика принимая заказ подтверждает его, берет деньги и едет к поставщику. В общем такой клубок получился сложный.....

Резюме:
1. Студенты почему-то решили, что мы реализуем проект по построению бизнеса. Поэтому большая часть ВИ написана, исходя из того, что надо описать сценарии выполнения бизнес-задач и бизнес-процессов. Хотя уже на 1-ом занятии говорилось и зафиксировано на бумаге, что мы разрабатываем бизнес-случай, чтобы на его примере попытаться реализовать наш ИТ-проект.
2. Основная ошибка, отсутствие проблемы или потребности, а следовательно и цели того, для чего вообще мы выписываем ВИ. Поэтому сценарии получились расплывчатыми, не понятна чья точка зрения описывается, более того ощущалось, что точка зрения постоянно перемещается.
3. Студенты слабо усвоили правила написания ВИ (т.е. практически самостоятельно не занимаются: не читают свои лекции, предложенную литературу, а действуют часто по интуиции - у некоторых получается, у других нет)



Коллеги, кому не безынтересна методика преподавания, или студенты, которые имеют собственное мнение по этому поводу.

Может быть при изучении курса сделать таким образом.
1. Дать студентам возможность полета фантазии и разработать несколько бизнес-случаев. Как вообщем я и делал.
2. Помочь студентам определится с основными и вспомогательными процессами их бизнес-случая, расписать организационную структуру, закрепить за ней функции и ответственности.
3. Заставить прописать каждый выделенный бизнес-процесс, испольхуя скажем некоторую схему описания БП.
4. Отобрать ряд бизнес-процессов и задаться проблемой, которая может иметь место или возникнуть в будущем, в ходе выполнения оного.
5. Распределить эти проблемы внутри команды по студентам или по парам студентов и предложить провести анализ этой проблемы и способов решения оной (естественно учитывая возможность использования информационных технологий).
6. По каждой такой проблеме сформировать документ Видение (cкажем по RUP) или Образ решения (по Вигерсу)
7. Для выделенных на этапе Видения действующих лиц определить их задачи, функции, цели, потребности -> и сформировать варианты использования (постараться ограничить задачу 3-5 вариантами использования)

Ну а дальше кажется более понятно. Т.е. вся проблема лежит в постановке задачи преподавателем ли студентам, студентами сами себе. Никак у них не получается выйти на такой уровень, чтобы решать проблему именно инфотехнологиями, т.е. строить автоматизированную систему



А я вот что хотел спросить - а есть ли у студентов что-то вроде методички, где была бы полностью сделанная такая же работа???
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



А я вот что хотел спросить - а есть ли у студентов что-то вроде методички, где была бы полностью сделанная такая же работа???
Нет методички - я же говорил, что я принципиально решил не давать полного готового примера. Есть примеры других авторов: Боггс, Вендров, Кратчен и некоторые другие.

Еще стоит помнить, что данный курс читается впервые. Более этого его ввод в действие фактически началася с момента зарождения. Так что осмысление предмета идет параллельно написанию методички(хотя я ее возможно все равно поакзывать не буду)

Понимаете в чем тут дело:
1. первый выпуск - вообще никаких методичек не было, не было шаблонных решений,  не было даже понимания того, что вообще надо делать и как. Было лишь понимание того, что в конце нужно попытаться получить некий продукт (напоминаю это было в курсе ТИПиС). В результат в целом получился неплохой, но не тот который по идее нужен. Но здесь должен признаться, сам был дурак.

2. второй выпуск - я сочинил довольно подробные кейсы и предлагал парам разрабатывать на их базе, то что мы обсуждали в теме методика преподавания СФА. При этом полноразмерного примера тоже не было. Результат был гораздо хуже, мы как преподаватели(нас 2) просто устали. Шел этап понимания преподавания.

3. Третий выпуск - четко рассчитанные кейсы, с четко (на мой взгляд) поставленным задание. С хорошо проработанным примером(не моим - купил рекомендованную УМО книгу - она мне тогда казалась откровением). Результат был катастрофическим - практически все пытались просто скопировать пример, не принимая во внимание специфику их задач. Но ребята в целом были довольно активными, поэтому детали все-таки были проработаны не плохо, не получилось цельной и понятной картины.

4. Четвертый выпуск. Пожалуй самый успешный. Но опять же была механичность, копирование примера.

5. Пятый выпуск - самый ужасный. Было несколько примеров, был опыт преподавания, были наконец защиты дипломов, была уже годичная дискуссия с bas. Студенты ждут четкого шаблона, точной инструкции действия. И только так, сами читать не хотят, сами выбирать (даже с моими подсказками и обращением внимания (я даже просто диктовал страницы, которые следует почитать и к чему они относятся)) но увы.

Поэтому, Саша,  я решил (по карйней мере именно этой группе) не давать СВОИХ примеров, СВОЕГО видения. Т.е. я обратил внимание, что наши студенты в массе своей, не все, но в массе, даже очень успешные студенты, готовы что-то выполнять, но если только есть четкий пример и четкая реализация, а когда тебе говорят. Вот я поставлю задачу так - а вариантов решения ее может быть масса, веротяно это создает у студентов иллюзию, что любой вариант, который они придумают - тоже будет верный. И сильно не доумевают, почему их видение не принимается.
А донести причины до каждого просто не вохзможно в рамках занятий.

А вообще я планирую все-таки сделать возможные законченные шаблонные решения, но выкладывать их для общего рассмотрения не буду. Понимаешь, видно моя фамилия: Галиаскаров или фамилия моей коллеги Лабутина: действует как команда, скопируй это один в один, вот и народ и копирует почти буквально, лишь заменяя местами названия и слегка адаптируя смысл :-))

Надеюсь объяснил?



Семестр подходит к концу. Окончательные выводы делать пока рано, так как надеюсь, что работы студентов примут законченный вид. Но уже сейчас ясно, цель не достигнута, или не достигнута полностью. По крайней мере, студенты получили навык написания вариантов использования, навыки графического моделирования UML, навык публичного выступления и отстаивания своей позиции.
Результат, конечно, нельзя считать отрицательным. Но и положительным тоже. Возможная причина - малый объем курса. Попробую в следующем году постановочную часть перенести в первый семестр, а технологическую и моделирующую часть во второй. Кроме того, хочу вообще отказаться от лекций в традиционном их виде, а заменить скажем практическими занятиями.

Впереди экзамены. Есть мысль сфоримровать билеты таким образом:
Некая постановка задачи (задача должна быть достаточно простой). Исходя из формулировки задачи требуется ответить на скажем 5 вопросов:
1. выделить акторов и use cases, построить диаграмму UC
2. для одного варианта использования написать сценарий и построить диаграмму деятельности
3. построить диаграмму VOPC для варианта использования, или общую концептуальную модель классов предметной области, если есть желание
4. Построить диаграммы взаимодействия: последовательности
5. Построить диаграмму состояний для некоторого объекта

Экзамен письменный - 2.5 -  3 часа. Разрешено пользоваться печатной литературой

Оценка двойная: синтаксис и семантика

Есть проблема - это сами задачи - нужно примерно 30, десяток уже есть.

Может кто-то поможет?
Условия - задача должна быть ясной и понятной, количесвто действующих лиц 1-3 максимум, общее количество вариантов использования не более 5. Объекты предметной области достаточно простые и понятные, желательно, чтобы хотя бы один требовал изменения состояний

В качестве примера: Электронная версия сдачи экзамена по предмету( предложить решение). Описание сдачи экзамена традиционная: студент приходит на экзамен, имея допуск к сдачи экзамена по данному предмету. Студент выбирает билет и садится готовится. Преподаватель фиксирует ФИО студента, проверяет возможность сдачи им экзамена и фиксирует номер взятого билета. Студент готовится положенный срок и сдает ответы на вопросы экзаменнационного билета в письменном(устной) виде. Преподаватель, проверив ответы, выставляет оценку в зачетную книжку и ведомость. Закончив прием экзамена, преподаватель сдает ведомость в деканат. В ведомости указывается дата экзамена, название предмета, номер группы, факультет, семестр, учебный год. Для каждого студента выставляется рейтинг (минимум 26 максимум 50) за семестр (преподавателем который ведет практические занятия), результат за экзамен (минимум 26 максимум 50), итоговая оценка (рейтинг+экзамен) в виде баллов и оценки(неудоволетворительно(<52), удовлетворительно(<70), хорошо(<85), отлично(>=85)) либо не явился, если студент не явился или недопущен к экзамену. Экзаменнационный билет может содержать теретический вопрос, задачи или задания, или выглядет как тест.



Список примеров:
1. Цифровой диктофон;
2. Торговый автомат;
3. Табло на станции метро;
4. Система автоматизации для пункта проката видеокассет;
5. Мини-АТС;
6. Телефон;
7. Стиральная машина;
8. Таксофон;
9. Банкомат;
10. Холодильник;
11. Кодовый замок;
12. Турникет метро;
13. Система учета товаров;
14. Библиотечная система;
15. Интернет-магазин;
16. WWW-конференция;
17. Каталог ресурсов Интернет;
18. Будильник;
19. Генеалогическое дерево;
20. Телевизор;
21. Система поддержки составления расписания занятий;
22. Домофон.
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Саша, спасибо. Отличные примеры. Только желательно по возможности дать описнаие постановки задачи, т.е. указать в описнаие понятия и действия от которых студент бы отталкивался, просто мне одному почти не посилам проработать каждый пример. Единственное ограничение - пример должен быть небольшой пусть и немного и не реальный в конце концов это же экзамен



Эд, сорри, ща сосвсем некогда - работа + переезд :(
Что смог, то нашел и выложил ...
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Galogen везёт вашим студентам, что у них есть такой преподаватель. У нас в институте вроде как факультет программирования, а проходим всякую ересь типа Microsoft Foundation Classes  :'( И вообще про разработку ПО нечего конкретного. Так что институтские занятия - это трата времени (и денег) только ради диплома. Так что у меня основное правило вырабаталось: "Хочешь быть спецом, учись сам". Вернёмся ближе к теме. Намного интереснее не только один сухой вариант использования написать, но потом его ещё и реализовать, те создать по нему программу. Заодно закрепятся знания + понимание материала, особенно с практической точки зрения.
« Последнее редактирование: 10 Мая 2007, 23:31:47 от RANUX »



Думаю, список вариантов может дополнить эта ссылка:
http://sp.cmc.msu.ru/courses/prak5/
Практикум мы ведем 7 лет.
:)



Такой ценный Гость и даже не зарегистрировался :( ...
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19