Опыт преподавания объектно-ориентированного подхода в моделировании, анализе(Прочитано 113406 раз)
Сегодня провел первое занятие по ООП. Общая цель занятий - познакомить с методологией ООП, моделирования систем в UML.

Первое занятие - Мозговой штурм. Придумывание бизнеса, business case, если хотите.
Группа из 28 человек поделена на 4 подгруппы. Каждой подгруппе предложено придумать бизнес на заданную тему (Кафе, магазин, мелкое производства, оказание услуг и т.п.). Задача подгруппы - расписать все аспекты своего бизнеса. Полагается бизнес уже существует и работает. Требуется определить все процессы, связи между ними, сценарии их выполнения, ресурсы, цели. Ориентация на личный опыт и фантазию. Я как преподаватель курирую группу, корректирую их обсуждение, не навязываю свое мнение, а просто указываю на некоторые ошибки обсуждения, даю мелкие советы: не выкидывайте идею, запишите ее, обсудите, потом отбросьте. пропишите каждый момент исполнения каких-либо действий. Что значит купить товар, как это может происходить, какие варианты вы видете, будете ли вы учитывать все варианты или строго ограничите этот вариант и т.д.
В конце занятия у каждой группы (их у меня 2) принял их самое общее представление о бизнесе,попытался задать определенные вопросы в случае неясных, двухсмысленных моментов. Выдал домашнее задание - подготовить общегрупповую презентацию их бизнеса. Презентация будет проходить на следующем занятии. На презентацию никаких ограничений не накладывал, единственно просил сделать в PowerPoint. Будет ли презентация чисто текстовая или графическая, решать студентам. Им предлагается подумать и попытаться принять полную ответственность на себя. Срок исполнения 2 недели до следующего занятия.

Впечатления: мозговой штурм прошел интересно. Студенты чувствовали себя комфортно. В группе выделились авторитеты и лидеры. В целом обсуждение захватило студентов. На мой взгляд пока им понравилось.

Увиденные проблемы: боязнь принять неверное решение или вывод. Обращаются например с вопросом: "А можно у нас покупки будут также и через интернет?", "А нам следует описывать поставщиков", "А как лучше описать процесс так-то или так-то". Отвечаю - ваша полная воля, как вы определите, так и будет. Что у вас получится обсудим на следующем занятии, ваши коллеги зададут вам вопросы, выступая вы и сами заметите какие-то неувязки и проблемы описания. Вводите любые правила и ограничения. Думайте сами, решайте сами (с)
« Последнее редактирование: 11 Мая 2007, 11:24:32 от Galogen »



Очень инетерсный опыт. Ждем новых наблюдений и развития событий.
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Хочу задать несколько вопросов и провести, так сказать, пост-анализ.

Я пока не знаю с какими проблемами столкнусь, но предугадать их вероятно можно.

Итак, в бурной дискуссии мы уже решили, что давать реальный БП для студентов - бесперспективно. Причины ясны и заключаются в следующем:
1. отсутствие жизненного опыта
2. невозможность уточнения возникающих вопросов
3. кому из реального бизнеса это надо!

В результате решил - студент сам придумывает некий бизнес. Возможно его придумка в будущем и будет мною использоваться, не знаю. Идея такая - раз сам придумывает, то сам и должен знать ответы на разные тонкости: как делается это, как делается то, а почему и т.д. Главное, что студент сам генерирует себе область деятельности, сам определяет ее границы, ее содержание. Можно в будущем попробывать менять темы студентов, т.е. ты разрабатываешь бизнес и ставишь проблему, а я ее пытаюсь решить и наоборот.

Что хотелось бы дать в помощь. Думаю, фантазия у студента хорошая. Но ей надо помочь. Все-таки дать какие-то рамки, вопросы, шаблон для формирования своего бизнеса. Т.е. мы как бы идем от противного. Нам требуется решить задачу А способ Б, для того чтобы ее решить именно так, пусть формулировка исходной задачи будет такой-то.

Я примерно накидал им шаблонные вопросы, на которые хотелось бы в первую очередь увидеть ответы:
цель бизнеса,
для кого вы это делаете
предмет бизнеса
ресурсы, возможности, ограничения

Однако более сведующие товарищи могут предложить что-то более ясное и существенное!

Пока я фактически рекомендую составить документ оценки деятельности огранизации (документ из RUP)
« Последнее редактирование: 17 Февраля 2007, 20:43:30 от Galogen »



Итак, ы бурной дискуссии мы уже решили, что давать реальный БП для студентов - бесперспективно.
Ну это и с самого начала было понятно, ну где в учебном процессе применяются реальные, нужные примеры??? Ну возмем хоть физику или сапрмат.

В результате решил - студент сам придумывает некий бизнес. Возможно его придумка в будущем и будет мною использоваться, не знаю. Идея такая - раз сам придумывает, то сам и должен знать ответы на разные тонкости: как делается это, как делается то, а почему и т.д. Главное, что студент сам генерирует себе область деятельности, сам определяет ее границы, ее содержание. Можно в будущем попробывать менять темы студентов, т.е. ты разрабатываешь бизнес и ставишь проблему, а я ее пытаюсь решить и наоборот.
Я надеюсь, ты сказал студентам, что они должны будут ответить на все вопросы по его бизнесу во всех деталях?!

Я примерно накидал им шаблонные вопросы, на которые хотелось бы в первую очередь увидеть ответы:
какие артефакты (Б сущности) используются в их процессе.
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Я надеюсь, ты сказал студентам, что они должны будут ответить на все вопросы по его бизнесу во всех деталях?!
Безусловно. Я им сказал Вы владельцы, а следовательно должны знать ответы на все вопросы Вашего бизнеса.

Цитировать
какие артефакты (Б сущности) используются в их процессе.
Так артефакты или бизнес-сущности? А что ты понимаешь под Б-сущностью в данном случае: описание конкретных ресурсов: овощи, крупа, соль и т.п.(т.е. продукты), гроссбух, запись, журнал и т.п.(документы)?



Артефакты - документы и пользователи.
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



Итак две недели прошли, и вчера состоялось долгожданная презентация.
Вниманию аудитории были предложены 4 "бизнес-проекта":

А. Студенческое кафе "ВАССАМ"
Б. Магазин по продаже учебной литературы "Ботаник"
В. Изготовление мебели на заказа "Авандгард"
Г. Магазин продажи и проката видео "Avalon"

Общие впечатления: студенты увлеклись придумыванием бизнеса в целом и практически забыли о конкретных деталях.

Проект А - представил себе некий бизнес-план, декларацию о том, что бы по мнению студентов нужно сделать, чтобы организовать бизнес. Установка была - у вас реальный бизнес. В целом неплохо определены цели бизнеса, исполнители бизнеса, перечислены функции бизнеса. Естественно сразу возникли вопросы, а как у вас идет обслуживание. Сначала студенты немного были шокированы таким вопросом, но после нескольких секунд замешательств стали предлагать на перебой варианты - вывод - команда не проработала досконально каждый из своих бизнес-процессов.

Проект Б - был представлен гораздо лучше. Очень четко и определенно выявлена цель, предмет бизнеса, его структура, четко определены характеристики клиента бизнеса, функции несколько слабовато (просто их больше должно быть), предложена оргструктура, расписаны обязанности персонала. Достаточно подробно определен основной процесс - продажа книги, расмотрены и зафиксированы возможные варианты. На мой взгялд самы творческий и интересный доклад

Проект В - яркий и красивый... если бы команда пыталась рекламировать свои возможности. Отсутсвуют определения фукнций, оргструктуры, описнаие персоанала и обязанностей. В целом неплохо описан процесс размещения заказа. Все остальные процессы остались за кадром. Команда признала, что презентация носит рекламный характер и пыталась исправить ее ошибки по ходу дискуссии и доклада.

Проект Г - смесь рекламной акции и презентации бизнеса. Лучше чем В, но хуже чем Б. Цели не обозначены или были скрыты в понятии услуги магазина. Довольно грамотно, хотя и не очень детально описан процесс заказа и поставки фильмов в магазин, покупка и прокат фильмов, доставка фильмов курьером. Предложены несколько вариантов: покупка прокат в магазине, заказ-покупка по телефону, заказ-покупка через интернет с курьерской доставкой в пределах  города. Определена оргструктура, расписаны обязанности исполнителей. Выделена основная документация используемая в магазине: чеки, накладные, договора, заказы, квитанции. Многие детали были поведаны устно. Дискуссия по презентации была самая бурная и живая.

Выводы:
1. Студенты восприняли задания как игру, пытались произвести хорошее впечатление, искренне были заинтересованы в результате. Тем не менее многие увлеклись и потеряли суть задания - построение достаточно точного и фиксированного бизнес-случая. Наиболее полным по заявленным требованиям (будут приложены ниже) оказался проект Б.

2. Большая часть команд не смогла точно определить как идет их бизнес, в особенности это касается команды А. Думаю причина в том, что они посчитали все эти детали не важными. Часто звучала фраза - "ну это же очевидно".

3. На вопрос - какие проблемы или какие задачи возникают в вашем бизнесе, которые вы уже как разработчики можете решать с помощью иформационных технологий (а интрига заключалась именно в этом) - практичеки не было ответа. В качестве проблем были например названы: проблема доставки мебели клиенту без повреждений. У остальных, кажется, особых проблем и задач не было. В результате было предложено доработать свои бизнес-случая, сформулировать, придумать проблемы или задачи, требующие решения с помощью информационных технологий.

Конечно, ситуация сильно притянута за уши. Появилась мысль предложить студентам обменяться бизнес-случаями и попытаться реализовать уже ИТ-проект другой команде, т.е. команде, которая не разрабатывала этот бизнес-случай. Как думаете стоит предложить такой вариант событий?

В качестве рекомендаций был предложен такой список (правда идея была не давать никаких рекомендаций):
   Какие цели у Вашего бизнеса (основное назначение бизнеса, его миссия);
   Что является предметом Вашего бизнеса (продукт, услуга, некоторая ценность, которую производит Ваш бизнес);
   Для кого Вы строите свой бизнес (кто является клиентом Вашего бизнеса);
   Какие функции и процессы необходимо реализовать для Вашего бизнеса;
   Что Вам нужно для организации бизнеса (финансовые, кадровые, информационные, материальные ресурсы);
   Кто будет исполнять или помогать в Вашем бизнесе (роли исполнителей);
   Описать требования к организации бизнеса (ограничения, документация, правила и нормы);

Также включил взятую из литературы схему описания бизнес-процесса:
   Название бизнес-процесса.
   Условия начала выполнения бизнес-процесса.
   Документы и данные, необходимые для выполнения бизнес-процесса и их источники.
   Документы, создаваемые в результате выполнения бизнес-процесса и их получатели.
   Действующие лица, принимающие участие в выполнении бизнес-процесса.
   Материальные ценности необходимые для выполнения бизнес-процесса, если таковые есть.
   Материальные ценности – результат выполнения бизнес-процесса, если таковые есть.
   Результаты выполнения бизнес-процесса (кроме вошедших в п.7).
   Цель данного бизнес-процесса, его место и роль в общих задачах (процессах) Вашего бизнеса.
   Проблемы, возникающие при выполнении бизнес-процесса.
   Нештатное завершение (выполнение) бизнес-процесса.
   Последовательность действий выполнения бизнес-процесса (типовое описание бизнес-процесса в произвольной и/или графической форме).

Кроме того были предложены вспомогательные материалы, прицепленные ниже для придумывания бизнеса с перспективой разработки ИТ-проекта





Для продолжения предложена такая схема рекомендаций:

Задание
   Скорректируйте свои презентации с учетом заданных вопросов и обнаруженных ошибок и неточностей.
   Идентифицировать проблемы.
   Точно и однозначно сформулировать бизнес-процессы в рамках установленной проблемы.
   Составить модель Действующие лица и их цели в рамках выделенных для анализа бизнес процессов.
   Дать краткое описание целей действующих лиц.
   Ранжировать (определить уровень действия) цели.
   Выделить основные понятия предметной области и функции Вашего бизнеса.

Рекомендации:
   Для идентификации проблемы используйте шаблон представленный ниже;
   Попытайтесь определить корневую причину проблемы или нескольких проблем.
   Проведите мозговой штурм с целью идентификации всех действующих лиц (потребителей Вашего бизнеса, Исполнителей Вашего бизнеса, внешних лиц так или иначе затронутых в вашем бизнесе);
   Проведите мозговой штурм по идентификации всех возможных целей действующих лиц;
   Проанализируйте модель Действующие лица и Цели. Удалите повторяющиеся цели, нечеткие цели, цели, не имеющие значения в контексте Вашей проблемы. Определите область действия Вашей цели:
•   Цели, достигаемые в течение длительного цикла (день, неделя, месяц, год);
•   Цели, достигаемые за один сеанс работы (до 1 часа);
•   Цели, поддерживающие выполнение выше названных целей.
   Дайте краткое описание цели или процесса, обеспечивающего выполнение цели. Уделите внимание конкретным фактам выполнения процесса, бизнес-правилам и ограничениям. Именно эта информация будет средством проверки правильности Вашего анализа и моделирования в дальнейшем. Вам следует четко описать все нюансы выполнения процессов;
   При выполнении задания используйте рекомендации и дополнительные материалы задания  №1 и 2

Надеюсь, что форумчане выскажут свое мнение, сделают пожелания и внесут конструктивные предложения



К сожалению на стадии проблемного анализа народ скис. Конечно, дополнительным фактором стала контрольная рейтинговая точка в конце марта. Нужно было суетиться и сдавать долги по куче других предметах. В своем придемет я постарался снизить накал отвественности в оценке. Переложил больший вес на конец семестра. Также сказалось и улучшение погодных условий в марте. Да март есть март.

Какие возникли проблемы?

Проблемы в том, что студенты не смогли идентифицировать проблемы четко. Получалось так, что ну нет у них проблем. Некоторые так увлекались, что решали проблемы не своего бизнеса, а чужого. Практически никто не смог поставить перед собою проблему. На семинаре я брал каждую задачу (напомню их четыре) и обрисовывал возможные вариатны проблем.
Например, по студенческому кафе - проблема достаточно больших отходов, невостребованных блюд. Или проблема или неудобство составления калькуляции блюд меню, когда меню достаточно большое, нужно рыться в справочниках, накладных, чтобы узнать нормы, количества имеющихся продуктов, входы этих продуктов. Или проблема готовки - проблема анализа потребного количества продуктов, нужно знать динамику посещения и востребованность блюд. Вручную это сделать сложно, кроме того требуюся довольно сложные алгоритмы вычисления тенденции...
Т.е. на семинаре я играл роль генератора этих проблем, призывал студентов к дискуссии, на доске выписывал их возможные проблемы, анализировал их, показывал цепочку рассуждений, которая приводила к необходимости использования Ит технологий. В конце концов рекомендовал просто вести учет материалов, продуктов, продаж и т.п. Что-то вполне является нужной задачей. Главное, чтобы студенты определили для себя направление в рамках их бизнес-случая и, отталкиваясь от него, начинали выстраивать цепочку рассуждений - проблема(задача) - цель - что есть - что хотелось бы иметь. А дальше уже пытаться выделить действующих лиц, которых затрагивает проблема или будущее решение, цели, потребности, желания этих ДЛ. Описание достижения этих целей, потребностей, желаний в виде вариантов использования по предложенному шаблону.

Одно занятие полностью посвятил примеру из Вигерса с расширением в визуальное моделирование.

В качестве задания предлагалось сделать презентацию образа решения в рамках выбранной проблемы или задачи. Предложить описание ВИ, их представление в виде диаграм деятельности (последнее просто для приобретения навыка работы с инструментами UML).
По замыслу у каждой пары должно быть не больше 4-5 вариантов использования.

В результате на отчетном занятии только 3 пары решились выступить со своей презентации. Ошибок было море - это естественно. К основным можно отнести:
1. отсутсвие обзорной модели Действующие лица - Цели(варианты использования)
2. нечеткое понимание цели своего проекта
3. при написании ВИ - плохо проработали исходные бизнес-процессы, а предыдущих заданиях  предлагалось точно описать как что делается
4. при написании ВИ семантические сложности, ошибки от которых предостерегал Коберн, путаница в уровнях ВИ

На презентации старался разбирать ошибки, показать как их исправить. Был в мыле. Результат: разочарование. Или народ не обучаем, либо совершенно нет никакой мотивации к изучению.
А как ее активировать?



Вообще, достаточно итересный опыт. У меня как раз была мысль оргнизовать семинар на тему "Проблемы и решения при выделении ВИ". Пиши что еще студентам было не понятно ....

Как активирозать их, я к сожалению не знаб, едиснтвенное решение - это когда они что-то не будут делать параллельно на работе
Не важно какой ты сейчас - большой или маленький, важно - как ты растешь.
Б.А.С.



КНа презентации старался разбирать ошибки, показать как их исправить. Был в мыле. Результат: разочарование. Или народ не обучаем, либо совершенно нет никакой мотивации к изучению.
А как ее активировать?

Можно и мне немного поучаствовать?
А какой курс, если не секрет? вроде бы 3 или 4 ? Народ будет экзамен сдавать или зачет?
насколько серьезно, вы планируете их "мучать" на зачете (экзамене)?
как студент Преподавателю......
можно объявить, что самая лучшая подгруппа получит его автоматом. так же как и 1-2 участника (лидера) из остальных подрупп.....но это, на мой взгляд, не способствует к обучению, это способствует к сдаче (сдал-забыл)......
очень хорошая придумка разбить группу на подгуппы....
как мне кажется, необходимо как можно больше примеров из реальной жизни..... сначала все на пальцах и голых примерах.... потом постепенно абстагироваться.....
а как, кстати, с литературой у студентов? есть что почитать? или только желания нет?

действительно сложно...... соглашусь.....
2Use 2Model 2Lead - it is easy!



Можно и мне немного поучаствовать?
You are welcome

Цитировать
А какой курс, если не секрет? вроде бы 3 или 4 ? Народ будет экзамен сдавать или зачет?
насколько серьезно, вы планируете их "мучать" на зачете (экзамене)?

3 курс. Был уже предмет, где я их "мучил" Idef. Были экзамены.
На данном предмете экзамен. Все очень просто - никаких мучения. Экзамен письменный. Задачки на моделирование. Задачки мелкие и абсолютно конкрентные. Написать сценарий ВИ, сделать диаграмму, выделить классы, и т.п.

Цитировать
как студент Преподавателю......
можно объявить, что самая лучшая подгруппа получит его автоматом. так же как и 1-2 участника (лидера) из остальных подрупп.....но это, на мой взгляд, не способствует к обучению, это способствует к сдаче (сдал-забыл)......
К сожалению будет в основном (сдал-забыл). Вообще экзамен на самом деле хороший мотив для повторения пройденного. Если только экзамен серьезный и интересный. Я обычно ниже 3 не ставлю. Исхожу ис правила, ну стралась человек - ну не его это.

Цитировать
очень хорошая придумка разбить группу на подгуппы....
как мне кажется, необходимо как можно больше примеров из реальной жизни..... сначала все на пальцах и голых примерах.... потом постепенно абстагироваться.....
К сожалению количесвто часов очень ограничено. Потому я примеры конечно даю - в лекциях, на практике, для сам работы... Даю много, разнообразных

Цитировать
а как, кстати, с литературой у студентов? есть что почитать? или только желания нет?
Масса литературы - правда в электронном виде. Но практически не читают, не читают даже разжеванные примеры....




Можно немного не по ИТ? Я на прошлой неделе встречался с товарищем, научным сотрудником, работающим в сфере ЭРД (забыл точное определение Э а дальше реактивные двигатели). И он мне рассказал свою историю.

В общем дал он людям задание спроектировать двигатель и проектировали они его целый семестр и были все они в мыле и двоек было поставлено не мало. Студенты были кажется третьего курса. В общем были отличники и тихая ненависть и много чего еще. Это была реальная работа.
Но в конце концов задание было выполнено, и в начале следующего семестра лаборатория представила разработчикам двигатель выполненный по их же проекту. И тут была огромная радость, удивление и восторг. Целый семестр ходили смотрели и друзей своих водили, мой товарищ стал крайне популярной персоной :)

Сам то я конечно мало что могу сказать про реактивные двигатели. Но подозреваю работы там не меньше чем в среднем по размеру проекте ПО. Да и знания специфические, типа, физики магнитных полей... И работа шла долго почти пол-года. Но люди справились и получили огромное творческое наслаждение.

Т.е. наверное работа преподавателя главным образом заключается в том, чтобы увлечь (если не сразу то в самом процессе). И уже следущим шагом помочь на пути.
С уважением,
Николай



На презентации старался разбирать ошибки, показать как их исправить. Был в мыле. Результат: разочарование. Или народ не обучаем, либо совершенно нет никакой мотивации к изучению.
А как ее активировать?
Разочарование возникло у преподавателя или у студентов?

Трудности с идентификацией проблем вполне понятны. Для выявления проблем требуется применяется либо имеющийся опыт, либо системный подход. Как правило у студентов недостаточно своего опыта и нет усидчивости, чтобы методично пройтись по всем составным частям и выявить проблемы.
Еще одна сложность  при идентификации проблем заключается в том, что примеры бизнесов придуманы самими студентами и сами же они в своих придумках ищут изъяны (проблемы). То есть, занялись люди чисто теоретическими рассуждениями и не могут опереться на факты.

Я думаю, что в поисках недостающего опыта и реальных проблем надо пошире посмотреть на мир вокруг: выбранные вашими студентами бизнесы не уникальны, найти родственников или знакомых, связанных с аналогичными предприятиями (кафе, книжный магазин, мебельная фабрика, видеопрокат) при желании можно, с ними надо будет просто пообщаться. Точное совпадение бизнесов не требуется, это же учебные примеры.

Отчаиваться по поводу того, что народ не обучаем, не стоит. Полагаю, что поговорка "повторенье - мать ученья" еще не устарела? :) Для закрепления материала и выработки навыков надо типовые задачки напридумывать и повторять, повторять, повторять... Беду с ограниченным количеством часов понимаю, но тем не менее. Возможно, стоит пожертвовать количеством даваемого материала в пользу качества усвоения.

Для подготовки задачек по выявлению проблем, похожих на реальные, рекомендую посмотреть журнал "Секрет фирмы" (http://sf-online.ru). В нем есть весьма интересный раздел "Банк идей", где обсуждаются проблемы реальных предприятий и читателями предлагаются пути решения  (http://sf-online.ru/caselist.asp).

Дополнительным мотиватором к изучению может служить соревновательный момент между работающими самостоятельно подгруппами. В этом плане очень важно, чтобы на презентациях выступали все подгруппы, вне зависимости от степени их готовности. Помучаться и покраснеть/побледнеть на выступлении перед своими одногрупниками должен каждый. Это полезно для лучшего закрепления материала и избавления от ошибок.
Очень хорошо, когда на презентации остальная часть группы не бездельничает, а слушает активно - выискивает ошибки у выступающих, задает каверзные вопросы и т.п. Можно систему бонусов за активную работу придумать.

Также будет хорошо, если подгруппы обменяются своими заданиями - каждая подгруппа придумала свой бизнес, выявила проблемы и передала другой подгруппе заказ на ИТ-разработку, помогающую в решении своих проблем. В этом случае студентам будет легче исполнять роли заказчика и исполнителя работ.



Цитировать
Дополнительным мотиватором к изучению может служить соревновательный момент между работающими самостоятельно подгруппами. В этом плане очень важно, чтобы на презентациях выступали все подгруппы, вне зависимости от степени их готовности. Помучаться и покраснеть/побледнеть на выступлении перед своими одногрупниками должен каждый. Это полезно для лучшего закрепления материала и избавления от ошибок.
Очень хорошо, когда на презентации остальная часть группы не бездельничает, а слушает активно - выискивает ошибки у выступающих, задает каверзные вопросы и т.п. Можно систему бонусов за активную работу придумать.

Также будет хорошо, если подгруппы обменяются своими заданиями - каждая подгруппа придумала свой бизнес, выявила проблемы и передала другой подгруппе заказ на ИТ-разработку, помогающую в решении своих проблем. В этом случае студентам будет легче исполнять роли заказчика и исполнителя работ.

Именно, так я и стараюсь проводить занятия. Но наталкиваешься на мнимую стеснительность или еще какую причину. Вот прошлое занятие, когда каждая группа должна была высказаться по своим проектам. Полчаса перепирались, кто все-таки выступит. В конце концов 1 группа решилась. При этом большая часть сидела и без особого внимания следила за презентацией, вопросы не задавали, а наоборот прятались. Я естественно предлагаю бонусы за активность (так называемый коэффициент участия в проекте).
Мысль обменяться проектами была, но пока воплощения не находит - очень мало занятий. Вероятно, буду развивать идею в будущем, когда в первом семестр народ развивает свой проект, а во втором они меняются и пытаются сделать модели.
Беда в том, что практически никто не читает примеров и книг. Хотя я подготовли несколько примеров, выложил в общий доступ.

Конечно, идеально было бы если каждую постановку задачи я лично сформулировал от и до, а студенты пытались составить проект. В качестве примера: делал тут курсовую одному подполковнику - задача поставлена от и до, что в каком объеме нужно сделать. А алгоритмы реализации - свое творчество. Такая задача, конечно, более простая и реализуемая, ясны критерии. Но изчезает фактор обучения именно аналитической деятельности.

В принципе можно пойти от практикума Вендрова. В приниципе методология там изложена на примере учебных курсов. Есть такие документы как Концепция - фактический образ решения по RUP, правда с точки зрения Вендрова она расширена и объединяет фактически несколько документов. Есть указания для курсового проектирования. Сравнил - очень похоже на мой подход, просто я уменьшил общий объем и сделал упор на коллективность и обсуждение. Есть несколько заданий достаточно расписанных. По-моему заимствованы из Мацяшека. К сожаления использование примеров будет осложнено их объемностью. Можно конечно разбить на подзадачи, но довольно сложно.

Повторю я исходил уже из разных принципов: давал готовый кейс, давал готовую постановку задачи, даал аналогичные разобранному примеру, наконец дал возможность придумать бизнес.
То, что выделение пролем вызвало затруднение - это хорошо, поскольку без затруднений вряд ли получится учебный процесс.

В целом я думаю все идет нормально. Конечно идеальный вариант, если бы  в будущем именно эти проекты получили развитие в прототипе приложения.

Вероятно наиболее разумным было бы дать 1 задачу, и посмотреть чей проект оказался интереснее, серьезнее и наиболее правильный. Но вот какая оказия. Работают пару несколько чеовек, остальные просто сдувают без зазрения совести. При этом у тех кто работает -возникает антистимул. Мы мол делаем, а другие за нас отчитываются. Причем бывает картина (правда не в этот раз), когда плагиант в целом предсталяет работу лучше и качественне. Поэтому я страюсь все-таки давать индивидуальные работы, или по крайней мере часть работы.
Получается пока не слишком хорошо, но надеюсь в будущем будет проще, наберется методический материал. Опять же выстроятся кейсы, которые можно будет давать уже более четко




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19