Итак две недели прошли, и вчера состоялось долгожданная презентация.
Вниманию аудитории были предложены 4 "бизнес-проекта":
А. Студенческое кафе "ВАССАМ"
Б. Магазин по продаже учебной литературы "Ботаник"
В. Изготовление мебели на заказа "Авандгард"
Г. Магазин продажи и проката видео "Avalon"
Общие впечатления: студенты увлеклись придумыванием бизнеса в целом и практически забыли о конкретных деталях.
Проект А - представил себе некий бизнес-план, декларацию о том, что бы по мнению студентов нужно сделать, чтобы организовать бизнес. Установка была - у вас реальный бизнес. В целом неплохо определены цели бизнеса, исполнители бизнеса, перечислены функции бизнеса. Естественно сразу возникли вопросы, а как у вас идет обслуживание. Сначала студенты немного были шокированы таким вопросом, но после нескольких секунд замешательств стали предлагать на перебой варианты - вывод - команда не проработала досконально каждый из своих бизнес-процессов.
Проект Б - был представлен гораздо лучше. Очень четко и определенно выявлена цель, предмет бизнеса, его структура, четко определены характеристики клиента бизнеса, функции несколько слабовато (просто их больше должно быть), предложена оргструктура, расписаны обязанности персонала. Достаточно подробно определен основной процесс - продажа книги, расмотрены и зафиксированы возможные варианты. На мой взгялд самы творческий и интересный доклад
Проект В - яркий и красивый... если бы команда пыталась рекламировать свои возможности. Отсутсвуют определения фукнций, оргструктуры, описнаие персоанала и обязанностей. В целом неплохо описан процесс размещения заказа. Все остальные процессы остались за кадром. Команда признала, что презентация носит рекламный характер и пыталась исправить ее ошибки по ходу дискуссии и доклада.
Проект Г - смесь рекламной акции и презентации бизнеса. Лучше чем В, но хуже чем Б. Цели не обозначены или были скрыты в понятии услуги магазина. Довольно грамотно, хотя и не очень детально описан процесс заказа и поставки фильмов в магазин, покупка и прокат фильмов, доставка фильмов курьером. Предложены несколько вариантов: покупка прокат в магазине, заказ-покупка по телефону, заказ-покупка через интернет с курьерской доставкой в пределах города. Определена оргструктура, расписаны обязанности исполнителей. Выделена основная документация используемая в магазине: чеки, накладные, договора, заказы, квитанции. Многие детали были поведаны устно. Дискуссия по презентации была самая бурная и живая.
Выводы:
1. Студенты восприняли задания как игру, пытались произвести хорошее впечатление, искренне были заинтересованы в результате. Тем не менее многие увлеклись и потеряли суть задания - построение достаточно точного и фиксированного бизнес-случая. Наиболее полным по заявленным требованиям (будут приложены ниже) оказался проект Б.
2. Большая часть команд не смогла точно определить как идет их бизнес, в особенности это касается команды А. Думаю причина в том, что они посчитали все эти детали не важными. Часто звучала фраза - "ну это же очевидно".
3. На вопрос - какие проблемы или какие задачи возникают в вашем бизнесе, которые вы уже как разработчики можете решать с помощью иформационных технологий (а интрига заключалась именно в этом) - практичеки не было ответа. В качестве проблем были например названы: проблема доставки мебели клиенту без повреждений. У остальных, кажется, особых проблем и задач не было. В результате было предложено доработать свои бизнес-случая, сформулировать, придумать проблемы или задачи, требующие решения с помощью информационных технологий.
Конечно, ситуация сильно притянута за уши. Появилась мысль предложить студентам обменяться бизнес-случаями и попытаться реализовать уже ИТ-проект другой команде, т.е. команде, которая не разрабатывала этот бизнес-случай. Как думаете стоит предложить такой вариант событий?
В качестве рекомендаций был предложен такой список (правда идея была не давать никаких рекомендаций):
Какие цели у Вашего бизнеса (основное назначение бизнеса, его миссия);
Что является предметом Вашего бизнеса (продукт, услуга, некоторая ценность, которую производит Ваш бизнес);
Для кого Вы строите свой бизнес (кто является клиентом Вашего бизнеса);
Какие функции и процессы необходимо реализовать для Вашего бизнеса;
Что Вам нужно для организации бизнеса (финансовые, кадровые, информационные, материальные ресурсы);
Кто будет исполнять или помогать в Вашем бизнесе (роли исполнителей);
Описать требования к организации бизнеса (ограничения, документация, правила и нормы);
Также включил взятую из литературы схему описания бизнес-процесса:
Название бизнес-процесса.
Условия начала выполнения бизнес-процесса.
Документы и данные, необходимые для выполнения бизнес-процесса и их источники.
Документы, создаваемые в результате выполнения бизнес-процесса и их получатели.
Действующие лица, принимающие участие в выполнении бизнес-процесса.
Материальные ценности необходимые для выполнения бизнес-процесса, если таковые есть.
Материальные ценности – результат выполнения бизнес-процесса, если таковые есть.
Результаты выполнения бизнес-процесса (кроме вошедших в п.7).
Цель данного бизнес-процесса, его место и роль в общих задачах (процессах) Вашего бизнеса.
Проблемы, возникающие при выполнении бизнес-процесса.
Нештатное завершение (выполнение) бизнес-процесса.
Последовательность действий выполнения бизнес-процесса (типовое описание бизнес-процесса в произвольной и/или графической форме).
Кроме того были предложены вспомогательные материалы, прицепленные ниже для придумывания бизнеса с перспективой разработки ИТ-проекта