Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, с ответами на вопросы.
1. Можно ли говорить о критериях этапа выявления требований и нужно ли? Под критерием понимается некий признак, на основании которого производится оценка этапа выявления (сбора информации).
2. Покрывает ли этап анализа требований оценку этапа выявления?
3. Что вы скажете, если использовать следующие критерии:
- внутренняя согласованность и непротиворечивость;
- системность;
- объективность;
- историзм.
?
4. Внутренняя согласованность и непротиворечивость. В собранной информации, фактах, требованиях достигнуты единство, стройность, гармония, они недиффузны, отсутствуют формулировки, при которых одно требование исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему. Установлены синтаксические связи между зависимыми словами. Учтены оттенки модальности, такие как: пользователь знает, что ...; пользователь думает, что ...; пользователь хочет, чтобы...; пользователь считает, что ... Учтены границы сбора информации. Разрешены все противоречия предметной области и интересы пользователей при формулировании требований.
Системность. На основе собранной информации рассмотрены все уровни многоуровневой иерархической организации любых объектов. На каждом уровне определены специфические свойства объектов, выявлены необходимые связи между ними.
Объективность. Собранная информация, сформулированные факты, требования не истолкованы с точки зрения субъекта – аналитика по требованиям и/или пользователя/эксперта, а отражают настоящую действительность, проблему. Достигнута необходимая глубина понимания - осознаны смысл, сущность, значение.
Историзм. Этот критерий связан с развитием. В собранной информации присутствует история возникновения проблем, которые необходимо решать. Автоматизируемые процессы рассмотрены с учетом временных изменений - присутствует связь как с прошлым, так и с будущим. Структура собираемых требований и сами требования допускают подстройку и коррекцию, как в период разработки, так и во время эксплуатации разработанной системы.
?
5. Каким образом вы проводите оценку этапа выявления требований? Есть ли какие-либо практические примеры, какие критерии при этом используются?
Трудность использования предложенного подхода может быть связан с моделью, задающей логику в которой анализируются требования.
Обычно имеем следующую ситуацию: есть некоторое описание требований и есть некоторая модель, которая задает логику анализа требований. Требования анализируются на предмет соответствия модели бизнеса заказчика, оформленной в документе или существующей в головах участников проекта.
Здесь же предлагается рассматривать требования в рамках модели не сколько автоматизируемой деятельности, сколько модели собственно требований.
Вопрос, насколько объективны представление об этой модели, в частности с нашей с Вами точки зрения? В рамках одной модели требования могут быть непротиворечивы, а в рамках другой - противоречия возникают. В частности, уже в пунктах 4-5 есть указания на некоторые модельные представления, которые могут разными людьми, даже специалистами, трактоваться по разному.
Насколько реально однозначно и объективно интерпретировать следующие фразы:
* "Установлены синтаксические связи между зависимыми словами".
* "Учтены границы сбора информации".
* "Разрешены все противоречия предметной области"
* "все уровни многоуровневой иерархической организации любых объектов".
* "требования не истолкованы с точки зрения субъекта – аналитика по требованиям и/или пользователя/эксперта, а отражают настоящую действительность, проблему." Как определить, выполнено ли это требование, как решать такую задачу - отдельная тема.
Требование рассмотрения анализируемой деятельности в контексте истории её формирования ИМХО весьма полезно. Как правило, выводит на анализ истории бизнеса заказчика, причем не только как отдельного предприятия, а как вида, отрасли деятельности.
Предложенный взгляд на "внутреннюю структуру", логику требований интересен. Но модель, в рамках которой этот анализ производится требует уточнения.