Уфф. Прочитал мнения участников дискуссии...
О диаграммах вообще. Чем диаграмма отличается от текста? Зачем вообще информацию изображают геометрически? Чем график лучше (или хуже) таблицы?
Резюме ответов на эти вопросы: так принято, так положено по инструкции, мы к этому привыкли и нам так удобнее...
К примеру, пошел я в магазин. Купил там электрическую дрель (желательно хорошую, подороже). Принес ее домой и стал пользоваться ей как молотком, гвозди в стену вбивать. Приноровился, привык и инструмент этот стал мне удобнее молотка. Всем рекомендую! На этом не остановился. Теперь все мои подчиненные должны точно так же прибивать гвоздики. Передовой опыт распространил на партнеров и контрагентов. Теперь акт приемки-сдачи не будет подписан, если гвозди на объекте приколачивались неправильно. Вытащить все, приколотить правильно! и т.д. и т.п.
Молоток и дрель внешне отличаются друг от друга. Гвозди можно успешно и качественно вбивать в стену как молотком, так и дрелью. Но электрический инструмент содержит в себе какие-то иные потенциальные возможности. И, наверное, гораздо эффективнее использовать дрель для решения других задач.
Точно так же, как дрель может заменить молоток, график или диаграмма могут использоваться (и успешно) вместо текста. Это все равно текст, только иначе форматированный. Но такое их употребление совсем не раскрывает потенциал, возможности графических средств.
Так зачем нужны все эти графики, схемы, диаграммы, в чем их потенциальные возможности?
(Это можно объяснять по-разному. Здесь воспользуюсь метафорой правого-левого полушарий.) Геометрические средства представления информации нужны для активизации образного мышления, для того чтобы задействовать в работе, в решении проблемы правую половину мозга. Зачем?
- Как минимум, чтобы синхронизировать правое полушарие мозга с левым, чтоб не мешало, не отвлекало, не уводило в сторону. При отсутствии нагрузки, правое полушарие очень сильно мешает работе, которую выполняет левое полушарие, вторгается, рассеивает внимание, не дает сконцентрироваться на проблеме и т.д. Левое полушарие мало того, что решает задачу, так еще должно бороться с помехами, создаваемыми правой половиной мозга. Поэтому нужно загрузить образное мышление хотя бы данной темой.
- Как максимум, загрузить правое полушарие такой задачей, с которой оно справляется лучше и эффективнее, чем левое. И тем самым увеличить продуктивность своей работы.
Специфика образного мышления - это рассмотрение и решение вопросов полноты, конструктивной целостности и сложности формы, упрощенное представление объекта в виде структуры-скелета и поиск похожих ассоциаций, нечувствительность к особенностям элементов объекта и логическим дефектам в них, рассмотрение объекта в реальном мире.
Об этих особенностях образного мышления знают, но этого мало. Образ не может быть безличным. Образ не может быть где-то там сам по себе, за лесом. Образ объекта создается, формируется у человека, который рассматривает, читает диаграмму. Это его личный образ.
Рассматривать, читать любую диаграмму можно как аналитически, так и образно. Аналитически - это почти как читать текст. Читать диаграмму образно - значит мыслить изображенное на диаграмме реальным и вступать с этим в реальное, личное взаимодействие, непосредственно самому ощущать динамику изменений, происходящих с объектом и его отношения с внешним миром. Другими словами, читать диаграмму образно - значит самому мысленно превратиться в то, что на ней изображено (или его часть), уподобиться проектируемому объекту. И через такое уподобление выявлять и решать вопросы полноты, целостности и т.д., своей собственной целостности.
Без такого образного рассмотрения диаграмм, схем, графиков и пр. все усилия на их рисование - это пустое, бессмысленное занятие, мартышкин труд. В этом случае я против диаграмм
Если все равно предполагается только аналитическая работа, то текст лучше. (Гвозди правильнее забивать в стену молотком, а не чем-то еще.)
Что касается UML. Тут все то же самое. Мне попадалась работа, в которой автор заявлял, что знает как правильно оптимизировать диаграмму классов. И понимал под этим задачу кройки и шитья, наиболее плотную упаковку вот этих прямоугольников на листе формата А4. И такое упакованное нечто называется идеалом диаграммы классов. Это даже не смешно.
Но из всех видов диаграмм особое место занимают ДВИ. Вот этот символический человечек (не кружок или прямоугольник!!!) используется на диаграмме для чего? Тут прямо указывается тому, кто диаграмму будет рассматривать, чтобы он попытался сам стать этим человечком. Увидеть себя таким, как будто с тобой в реальности происходит то, что на диаграмме нарисовано, все эти связи и отношения.
Вот, собственно и все. Хорошая диаграмма помогает человеку мыслить образно. А плохая - это просто нагромождение вырезок текста в кружочках и рамочках, исключающее всякую возможность представить себя всей этой кашей...