IMHO, частое упоминание пирамиды Маслова в инженерных приложениях выглядит забавным, особенно тогда, когда люди не понимают смысла этой концепции. Известно, что в работах Маслова (Маслоу) графического изображения иерархии как пирамиды не было. Изучают теорию Маслова и видят только эту форму, которую все время пытаются уточнить, подрисовать ручки, ножки, рога
и т.д., приписать что-нибудь в эти строчки или вычеркнуть. Существует бесконечное множество вариаций, к ним добавляются новые. Между тем упускается главное,
смысл, который вкладывал Маслов в классификацию потребностей.
Главное в теории мотивации Маслова в том, что при изучении потребностей человека были выявлены два различных
физиологических механизма их удовлетворения. И в соответствии с этим
все потребности человека Маслов разделил на две большие группы. Фактически речь идет об известной дихотомии процесс-результат.
Потребности первой группы Маслов называл дефицитарными или низшими. Эти потребности понимаются как проблемы, от которых нужно избавиться, решить задачу, устранить дефицит, насытить его. Удовлетворение наступает как избавление от неприятных ощущений, дискомфорта, боли, беспокойства, тревоги, страха. Короче говоря, удовлетворение наступает от нужного
результата и не важно как он получен. И именно дефицитарные потребности Маслов разделил на группы и уровни, определил иерархию...
Потребности второй группы, метапотребности или потребности развития имеют другой
физиологический механизм удовлетворения. Потребности этой группы равнозначны, не имеют иерархии. Они не могут быть удовлетворены достижением цели, фактом достижения цели, они ненасыщаемы в принципе. Маслов говорит, что потребности творческие, эстетические, интеллектуальные, познавательные, исследовательские удовлетворяются только
качеством процесса. Маслов говорит о "вершинном переживании", которое может происходить в процессе творческого, интеллектуального поиска.
Интересно, причем здесь пирамида Маслоу? Это достаточно известный термин в теории мотивации, с программами ничего общего.
Дело в том, что в основе методологии проектирования компьютерных систем лежит выявление потребностей пользователей (заказчиков). Но эти потребности понимаются только как дефицитарные, что-то выполнить, автоматизировать, решить, получить
результат. Даже такие интеллектуальные системы как поиск информации, искусственный интеллект понимаются их создателями только через решение дефицитарных потребностей человека.
Таким образом, большая, а может быть и бОльшая часть потребностей человека остается без внимания разработчиков и аналитиков. Пользователи такие свои потребности решают как-нибудь сами...
В период, когда внедрение компьютерных систем понималось только как создание автоматизированного рабочего места, подобные тонкости можно было оставлять без внимания. Но сейчас происходит резкое увеличение круга пользователей. Они не хотят ощущать себя рабочим, нажимающим на кнопки. Новые пользователи стали потребителями, не хотят подстраиваться под, хотят быть самими собой, жить, развиваться и т.д. Их все труднее заставлять плясать под чужую дудку.
Если проблемы всё больше будут фокусироваться на проблемах познания и обработки информации, то можно ожидать, что в этом новом мире эти потребности неизбежно будут преломляться сквозь призму ИТ. Для решения новых проблем потребуется новое ПО. Но чтобы понять требования к нему, избежать риска противопоставления приятного полезному, не потребуется ли как-то по иному упорядочить пирамиду Маслоу или вообще проклассифицировать потребности каким-то иным образом?
Уважаемый Shur здесь я пытаюсь напомнить, что новое - это хорошо забытое старое. Маслоу рассматривал проблему потребностей глубже, чем кажется. Но он не был инженером. Он занимался психологией. Компьютеров не знал. (Он умер в 1970 году.) В его работах нет рецепта, как создать систему, удовлетворяющую творческие, исследовательские, познавательные потребности пользователя.