Пишу в отдельном посте дополнительную информацию к размышлению. Как вы возможно знаете, а если нет, то узнайте. Россия присоединилась к болонской конвенции. К сожалению от болонской конвенции больше вреда, чем пользы. Вред заключается в том, что конвенция эта ориентирована на интересы Европейского союза и совершенно не затрагивает (она даже ими не интересуется) интересы России. Тем не менее это реальность.
Реальность заключается в двухуровневой системе образования: балакавриат и магистратура. Система ориентирована на кредиты, которые впрочем не вызывают никаких проблем и легко транспонируются на наши учебные часы.
Насколько мне известно многие вузы используют так называемую рейтинговую систему, которую не следует смешивать с понятиями кредитов. Еще раз подчеркну понятие кредита больше пересекается с понятием часы, хотя включает в себя и понятие оценки.
Уже сейчас рейтинговая система снижает влияние экзаменационной оценки, хотя она и остается высока. В моем случае 50% от общей оценки по дисциплине в семестр.
Также все энергичнее внедряются так называемые тестовые экзамены первой ступени. Т.е. студент сдает экзамен в виде тестов, получает некий балл скажем 30. Но для получения высокой оценки (отличной или хорошо) он идет на второй этап экзаменов. Правда это скорее не узаконенная процедура.
Также в течение семестра преподавателей мотивируют использовать тестовые задания для контроля знаний и успеваемости.
Кроме того есть тенденция, по которой количество часов для самостоятельной работы увеличивается, а аудиторной снижается, в том числе и за счет внедрения новейших информационных технологий.
Еще возможный аспект - это возможность выбора индивидуальной траектории обучения, которая в некотором роде и сейчас имеет место быть, но скажем для группы в целом и по выбору со стороны преподавательского персонала. Однако уже есть такие вузы, в том числе и дистанционные, которые позволяют студентам в определенных рамках определять список предметов для изучения, график их изучения, способ зарабатывания тех самых кредитов (читай необходимое число часов)
Если представить себе некий университет подобного вида в идеальной его реализации, то фактически существующее планирование занятий, подготовка расписаний должна уже ориентироваться не на понятие группа, поток, курс, а ориентироваться на каждого человека. Это возможно только в том смысле, если принимать во внимание лозунг Болонской конвенции: "Обучение всю жизнь". По сути Болонская конвенция напрямую рассматривает образование как отличный и серьезный бизнес и определяет для него жесткие и честкие условия игры...