В 1996-м, описывая версию диаграмм для Statemate, он уже такого себе не позволял. Аналогично в 2004 в версии для Rhapsody. Оттуда и цитировалось. В 1987м в "On the formal semantics of statecharts" "вертолётная площадка" вообще оказывается набалдашником на конце "исторического входа" в состояние, непосредственно обрамляющее её. Т. е. три соавтора уговаривали его за "крючки" и уговорили. В версии электронных часов 1988-го года "On visual formalisms" схожий с фиг. 14 фрагмент решён им иначе (фиг. 22).
И, наконец, рассматривая драфт рисунка к статье, на которую Вы сослались, в "Statecharts in the making" (фиг. 20), мы видим в исходнике "крючки".) То есть, верстальщик не понял, почему "крючок", и испортил диаграмму!)
По теме: покружив так и этак, решило, что размер примера не даёт в достаточной мере оценить размер выгоды, получаемой после рефакторинга. Сначала у нас 3 состояния и 5 переходов (в сумме 8 ). Потом 4 состояния и 4 перехода (те же 8 ). Или 4 состояния + 4 перехода + 1 "верт-площадка" (ого, 9). Наконец, 4 состояния + 4 перехода + 2 псевдосостояния (ого-го, 10). По примитивной "количественной оценке" получаем, что первый вариант рефакторинга не упрощает диаграмму, а два других усложняют. Введя в исходную диаграмму больше подсостояний, можно ощутить движение к лучшему.
Но если считать не по стандарту, т. е. нестабильные вершины рассматривать как начала/продолжения переходов, то оценка всегда 8.