BPMN диаграмма работы парикмахерской(Прочитано 9543 раз)
Уважаемые профи! Покритикуйте пожалуйста диаграмму. Спасибо.



Re: BPMN диаграмма работы парикмахерской Ответ #1 : 15 Декабря 2014, 12:49:02
Добрый день!

Мне диаграмма нравится, есть всего одно замечание:

Т.к. голову могут помыть и до и после стрижки, и до и после покраски и даже два раза, то я бы мытье головы просто добавил в включающее ИЛИ к стрижке и покраске.



Re: BPMN диаграмма работы парикмахерской Ответ #2 : 22 Декабря 2014, 08:22:42
Спасибо за полезную критику.



Mishko
Вы не совсем вникли в суть BPMN, поэтому схема получилась довольно комичной.

Давайте начнем с простого.
1. Каждый старт рождает 1 экземпляр процесса. Всегда. 1 звонок в парикмахерскую. 1 стрижка. 1 рабочий день, состоящий из нескольких сделанных в цикле стрижек ... и так далее. Это НЕОБХОДИМО понять. Если Вы не готовы описывать деятельность рядом конечных взаимосвязанных процессов - не используйте BPMN. Нотаций хватает.
2. Каждый конкретный "квадратик" на схеме - это ДЕЙСТВИЕ, у которого есть:
- вполне конкретный исполнитель.
- измеримые параметры и результат.

Путаница у Вас начинается в самом начале.
Ни для одного из действий у Вас нет ИСПОЛНИТЕЛЯ, ибо роли определяются Пулами при межпроцессном и Лэйнами(Дорожками) при внутрипроцессном взаимодействии. У Вас их нет. Значит исполнитель один и понятен по контексту схемы.
Исходя из названия схемы можно предположить, что все приведенные действия осуществляет Парикмахерская.
Однако скорее всего это не так. По крайней мере "записаться в парикмахерскую" Парикмахерская не делает.
/*То есть интуитивно понятно, что "Оплатить услугу" - задание Клиента, но вот "выбрать услугу" и "выбрать свободного специалиста" - это уже вопрос спорный. Лично я, звоня в одну и ту же парикмахерскую последние 15 лет, уже знаю какую услугу я выберу к какому мастеру запишусь. Вопрос только в свободном времени мастера на интересующий день. А уж "воспользоваться услугой" - это вообще не задача, которую можно "назначить". Противоречит Административному кодексу по статье "Навязывание услуг". Это чисто задача Парикмахерской. Если не нашли нужного глагола - подскажу. Это должна быть задача "обслужить клиента", повешенная на конкретного мастера.

Разводка подпроцесса - еще хуже.
На этот раз Вы потеряли параметры и результат. Почему это получилось ? Потому что РАЗНЫЕ по своей сути процессы Вы попытались отразить внутри одного, разведя это гейтами. Это неверный подход. Выбор вида услуги у Вас стоит первым ДЕЙСТВИЕМ основного процесса. Всё. В зависимости от этого будут запущены РАЗНЫЕ экземпляры ДРУГОГО процесса, который Вы назвали "Воспользоваться услугой" (тут даже критиковать не буду). Почему разные ? Потому что у них минимум разные исполнители (Ну не бывает так, чтобы маникюр и окраску волос делал ОДИН мастер, разве что в далеком сибирском поселке), к тому же мастеров даже по одной специализации в парикмахерской может быть несколько. Также у них разные длительность, стоимость и прочие атрибуты. И прорисовывать их детально не стоит вообще. Потому что в BPMN всё, что Вы изобразили должно уходить на упомянутые нормирующие АТРИБУТЫ модели.

Теперь по делу.
В "работе"Парикмахерской можно обнаружить немало очень даже разных процессов, например "Покупка нового фена" или "Уборка прилегающей территории", да просто "Выплата зарплаты сотрудникам".
Давайте посмотрим хотя бы те, которые Вы попытались изобразить.

В итоге Ваша схема должна была состоять из 2-3 разных процессов

1. Одна оркестровка "Запись в парикмахерскую"
2. Процесс "Регистрация записи клиента"
3. Процесс "Обслуживание клиента"

Туда же можно было бы накидать
N. Оркестровка "Изменение записи (отказ или перенос)
N+1. Оркестровка "Предварительный обзвон клиентов"

Всё это должно быть увязано на 1 внешнюю базу "Журнал записей".

Монстры BPM конечно предложили бы ещё чего

Mishko
Если появитесь еще разок здесь - дайте знать, набросаю Вам рабочую схемку.
А лучше предварительно почитайте блог Белайчука.
http://mainthing.ru/ru/
Он великолепно разбирает типовые ошибки (хотя, как и все искренние фанаты, излишне зациклен на идеале, которым является не BPMN как таковая, а работоспособная BPMS на базе модели. Разница конкретно здесь - дикая). Но ... живой язык, хороший юмор и жажда поделиться знаниями дорогого стоят в жизни.
У Репина тоже есть неплохой пример "Прогон процесса"
http://www.finexpert.ru/view/sokrashchenie_chislennosti_personala_v_usloviyakh_krizisa_formula_ili_model/883
,который мало что значит на практике в виду привязки к конкретному софту, зато отлично вводит в значимость атрибутов в BPMN.
« Последнее редактирование: 30 Мая 2015, 06:35:22 от Андрей Сенченко »




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19