Уточнение принимается. Однако в данной ситуации имеет место быть два внешних лица, к системе явного отношения не имеющего. В этом случае естественно, что один актор - инициирующий, другой пассивный, отвечающий. В этом случае один актор использует систему, чтобы общаться с другим. Таких примеров можно привести массу. Однако, если рассмотрим коммутирующую систему, в которой используется человеческий труд для коммутации абонентов, то очевидно, оператор есть исполниетль, часть системы, ее персонал.
Все таки нужно строго отделять - персонал системы и внешних акторов, какого бы типа они не были.
На уровен бизнеса, раз уж мы используем такую терминалогию, все участники процесса (но не исполнители) могут и должны отображаться. Исполнители появляются на диаграмме деятельности или бизнес-объектов. Что вполне логично и очевидно.
На мой взгляд - это очень сильная сторона UML. Ни IDEF, ни DFD к сожалению не имеют средств разграничения.
Хотя в IDEF есть механизм, все-таки это тол ко исполнители, внешние лица остаются за кадром, более того мы вынуждены учитывать только 1 точку зрения. В DFD правда можно указывать исполнителя процесса, а внешние сущности суть бизнес-акторы. Но опять же это не столь очевидно, и скажем BPwin, этого не поддерживает.
Напротив в ВИ мы имеем разные точки зрения в одной диаграмме, что дает более реальное и естественное представление и системе