существуют разные документы, предназначенные для:
1. заказчика
2. для имплементации бизнес-логики в системе.
3. сношений с тестированием
4. приёмок и прочего.
...
никогда не будет одного документа, эффективно читаемого как заказчиком, так и разработкой
Согласен, если есть много денег, много времени, и необходимо строго, однозначно и формально фиксировать все факты принятия проектных решений и моменты передачи ответственности за них, то без всего этого не обойтись. Потому что в процессе такой разработки, кроме продукта, должны появиться и документы, на основании которых прокурор мог бы подписать постановление, если не дай бог, применение продукта принесет кому-либо существенный вред (например, потерю серьезных денег, что возможно в банковских системах, не говоря уже про военные приложения и АСУ).
Но мне кажется полезным всегда помнить, что заказчику нужен в первую очередь работающий продукт, а порождение разнообразных документов является неизбежным злом, которое нужно стараться минимизировать, настолько, насколько это возможно в данном конкретном случае.
а что до взаимных обвинений в кривомозгости, то я с вами не соглашусь - в ЛЮБОМ сложном проекте с внешним заказчиком, наступает момент таких обвинений.
Вы же помните из курса логики, что для опровержения логического утверждения с квантором общности ("ЛЮБОЙ") достаточно единственного примера обратного?
У меня каждый второй примерно проект с внешним заказчиком обходился без "взаимных обвинений в кривомозгости", в том числе и достаточно сложные, дорогие, и с непростыми госзаказчиками ... тут скорее дело в индивидуальном стиле общения.