Данная работа действительно "заказана" моим начальником. Что интересует его - дословно "прозрачность всех процессов предприятия" и уяснение, чем же действительно заняты многие службы, потому что иногда появляется мнение, что просто нифига не делают чесно говоря . Им был выделен процесс к моделированию "Бухгалтерский учет". Хотя как я понял - интересует его именно вопрос по улучшению взаимодействия служб и отделов с отделом бухгалтериЯ. это начальный этап. В будущем планируется наложить на существующую бизнесс-модель предпрятия КИС. но это в далеком будущем
Фактически ставится задача организация управления на основе системы управленческого учета. А систему управленческого учета предполагается делать на основе системы бухгалтерского учета. Это очень опасное и принципиально неверное решение. Бухгалтерский и управленческий учет имеют принципиально разные цели и задачи. Несмотря на то, что и там и там учет ведется на счетах учета и для изменения состояния счетов используются проводки, структура счетов принципиально разная. Основная цель бухгалтерского учета - соотнести факты хозяйственной деятельности с некоей общепринятой стандартной моделью, которая универсальна. Т.е. бухгалтерия делается для "внешних" потребителей по отношению к Вашему предприятию - для акционеров и гос. органов. А управленческий учет должен максимально точно описывать специфику Вашего предприятия. Нужно чтобы понятия и содержание этих показателей были понятны конкретным работникам и использовались ими в качестве инструмента их деятельности. Они не должны нуждаться в трактовке бух. аудиторами и должны скорее отражать специфику энергетической отрасли: "полезный отпуск", "объемы передачи по уровням напряжения", структура потерь и пр.
Как правило, общее у этих учетов только первичка, поэтому если чем и можно воспользоваться из бух учета, так это первичными документами. Но тогда зачем лезть в бух учет?
Судя по всему для Вашего руководителя это первое в его жизни назначение, при котром он отвечает не только за производство, но и за финансы. Лучше бы начать решение этой задачи с назначения грамотного финансового руководителя (фин. директора, зам. ген. директора). Ключевое слово для решения задачи, которую вы пытаетесь решать не "бухгалтерия", а "финансовый менеджмент", "бюджетирование", управление финансовыми потоками. Есть ли у вас планово-экономический отдел? Какая роль отводится ему в этом начинании?
После того, как у руководителя пройдет ощущение, что деньги (вероятно, проблема будет решаться независимо и параллельно с Вашими попытками разобраться с бухгалтерией) деваются непонятно куда, скорее всего во весь рост станет проблема планирования деятельности, во всяком случае выяснится, что чтобы планировать деятельность на предприятии не хватает очень существенной информации (не связанной непосредственно с деньгами). Дальнейший сценарий зависит от того, кто Вы - сеть или сбыт?
Вы правы, бухгалтерия должна стремиться к упрощению взаимодействий с другими подразделениями в рамках своего процесса для обеспечения прозрачности учета операций и т.д. К сожалению, на нашем предприятии данная инициатива от бухгалтеров не исходит, они привыкли работать так, как делали это и 10-15 лет назад (своеобразная "каста" неприкосновенных). Ведь легче один раз описать деятельность, чем потом издавать кучу приказов для ознакомления работников п/п
ИМХО лучше не трогать бухгалтерию. Ну не должны они лезть в предметную область других специалистов! И другие тоже не должны! Фин. менеджмент и бухгалтерия - это принципиально разные специализации! Они взаимодействиуют, но их предметные области - параллельные миры, общее у них - только слово "деньги". Лучше помогите им сохранить их бизнес-процессы если Ваш начальник решится на реорганизацию предприятия. Возможно, если Вы расспросите их о проблемах, которые им самим создает деятельность других подразделений, могут выясниться любопытные и полезные подробности о деятельности всего предприятия...