Есть два варианта: или цели есть в недрах заказчика (как группы лиц) и я их извлекаю. Или цели рождаются в заказчике с моей помощью. Называйте, как хотите, мне в моем проекте нужны образ результата, представление о средствах и критерии достижения. Ни доказательства существования целей ни опровержение существования не принесет мне пользы.
А вообще вопрос, скорее, философский и не имеет четкого ответа вне контекста.
Но как именно Вы хотите эти цели получить? Зависят ли способы выявления/получения целей от их уровня и в чем именно эти способы заключаются. Не совсем понял Ваше утверждение «Называйте как хотите…». Если Вы имели в виду что все мои вопросы о различении уровней целей (конец моего предыдущего и позапрошлого поста) Вы будете продолжать игнорировать, то давайте свернем нашу дискуссию. Без четкого различения понятий, смыслов понятия «цель» в разных контектсах, мы даже не сможем достаточно точно понимать друг друга.
Предлагаю не уводить проблему в сторону глобализации. Вот старт проекта и условия договора, которые гласят: если будут предоставленные технические средства согласно ТЗ, вы получите 100k$ если независимый аудит признает повышение капитализации, вы получаете сверху еще 50k$, если будет измерено повышение качества продукции, вы получаете сверху еще 100k$, если проект закончится раньше указанного срока на два месяца, вы получаете сверху еще 50k$. Как достижение одной из этих целей поддерживает достижение других - никак. Возможно есть цель более высокого уровня, на которую работают все 4 перечисленных, но она уже не ставится перед этим проектом, тогда мы говорим, что этот проект имеет 4 цели, более глобальная цель не принадлежит этому проекту.
В приведенном примере фигурирует сразу несколько показателей претендующих на название «цели», причем целей разных заинтересованных лиц. Реконструируя ситуацию, представляется логичным предположить, что:
1. разработчик заинтересован в получении денег по всем указанным позициям (100+50+100+50).
2. Заказчик заинтересован в получении технических средств по требованями, указанным в ТЗ (от требований тянутся связи вверх к высокоуровневым целям Заказчика). Плюс повышение капитализации, качества продукции, срочность.
Если пытаться вычислить «родительскую/высокоуовневую цель», у перечисленных критериев, то у каждого из участников такие «родительские цели» могут быть разными. Это важно.
Разработчик максимизирует свои критерии с помощью задач, критериями решений которых являются показатели (п.2) Заказчика. Т.е. с точки зрения Разработчика критерии Заказчика подчинены критериям Разработчки.
Полагаю, мы, прежде всего, обсуждаем ситуацию с точки зрения разработчика?
Тогда вопрос: накладывает ли объем денежных средств, доступных средств разработки и человеческих ресурсов ограничения на одновременное достижение заявленных критериев Разработчика (п.1)?
Как правило накладывает. И возникают варианты, типа делать БД на Oracle и получить бонус за рост капитализации компании после принятия системы на баланс или использовать что подешевле и сэкономить на затратах на разработку (хотя такие вещи, как правило, ограничваются в ТЗ, какая-то возможность маневра всегда есть). Также возникает вопрос рисков, связанных с субъективностью аудита, кривыми руками пользователей, не позволяющим повысить качество продукции. Тогда возникает вариант - может быть сделать, что похуже, но побыстрее и получить бонус за срочность?
Т.е. многообразие целевых показателй в условиях ограниченности ресурсов может создавать сложные связи между этими показателями. И достижение (недостижение) одних показателей может быть обусловлено достижением других.
Возможно, Вы подразумевали, что показатели Разработчика не обязательно являются достижимыми? И на основании того, что они являются неким «идеалом» их можно называть целями?
Когда я писал в своем посте о невозможности работы по нескольким критериям сразу, на что Вы и возражали примером с проектом, я имел в виде именно ситуацию, когда мы ВЫНУЖДЕНЫ выбирать (если мы действительно хотим ДОСТИГНУТЬ ЦЕЛИ), какой критерий мы будем максимизировать в первую очередь (и сможем ли вообще). Именно это я пытался обосновать в данном примере.
К несчастью одна из областей моих интересов в целеполагании - это рекомендации по выживанию в бесцельных проектах. И я не принимаю утверждений, что этого быть не должно. Это есть. Это обсуждалось много раз и это не афишируется опытными людьми.
Вот пример обсуждения
http://sql.ru/forum/actualthread.aspx?tid=269043&hl=%ef%f0%ee%e4%e0%e2%e5%f6
В такой проект лучше не попадать, но для этого надо знать признаки такой ситуации.
Менеджер по продажам тоже мог бы более четко балансировать интересы, чтобы внедренцы не страдали.
В жизни приходится идти на компромиссы, но я категорически неприемлю утверждение о том, что «бесцельные проекты» должны быть нормой жизни. А без построения идеальной модели «целевого» проекта, Вы отличить целевой от бесцельного не сможете. К сожалению, у отечественной практики (не только в области автоматизации) есть очень давняя традиция выдавать низкоуровневые показатели за высокоуровневые целевые. Именно поэтому я с подозрением отношусь к Вашим систематическим попыткам обсуждать проблему целей на примерах с использованием того, что я отншу к ключевым показателям эффективности, имеющим весьма опосредованное отношение к тому, что относится к целям в смысле БСЭ, ссылку на которую вы любезно привели в Вашем посте.
Я теряю нить. Во первых, что конкретно я отрицаю?
Отрицал я
. Я пытался пояснить логику своего отрицания Вашего утверждения.
Давайте пример: я (директор) с Вами (директором) заключили договор между нашими организациями. Мало того, что в договоре записаны цели Вашей и моей организации, там записаны наши общие цели (двух организаций) в рамках договора. От того, что я или Вы уволитесь, договор силы не потеряет и должен продолжать исполняться. Это я называю групповыми целями. То, что каждый раз каждую работу делает кто-то конкретный, который мотивирован по своему - это правильно, но абсолютно не важно с точки зрения договорных отношений. И это работает и вопрос только в уровнях детализации в одном случае мы говорим о целях организаций, в другом о том, как конкретно и кем они будут достигаться.
Что именно вы назваете «групповыми целями» я понимаю, вопрос: стоит ли это назвать «целями»? Если группу вообще не спрашивали, что они хотят, когда этот договор заключали, то с какой стати «цель из договора» называется групповой целью? Договор директора подписывали, вот их цели в договоре в лучшем случае и зафиксированы. А попытка приписывания подчиненным целей их начальников распространенный прием авторитарных сообществ.
Я уже говорил, что разделить эти функции для бизнес-аналитика не представляется возможным.
Я беру ответственность за знания, привносимые в бизнес заказчика, только если берусь управлять его бизнесом сам. В противном случае моя забота только разметить для него территорию, подсветить некоторые участки предстоящего маршрута и поставить перед выбором.
Напрасно Вы сужаете задачу аналитка только до «подсветить» и «разметить». Задача представления знаний заказчика в специальной форме представляет самостоятельную ценность для Заказчика и может быть основой для управленческих решений или внесения изменений в технологические процессы. Но важно, чтобы Заказчик сам делал эти шаги, иначе потом разработчиков как минимум с сопровождением задергают
. Причем "ходить самостоятельно" в данном случае совсем не то же самое, что "верифицировать".
Давайте тогда более четко. Определение объективации в студию. И как этот процесс связан с реальными проектами?
См. первый абзац в моем предыдущем сообщении, это оно и есть.
Исполнение договора, как примера групповой цели - более, чем объективно. Я каждый раз убеждаюсь в этом, подписывая акты и проверяя приход оплаты за этапы. И никому нет дела до моего толкования цели. Правда, тут гигантское поле для толкования записанного, но во первых это к юристам, во вторых все равно для меня объективные цели скорее существуют, чем нет.
Ага! А у Вас всё-таки есть свое собственное толкование групповой цели Вашей организации! Тогда в какой мере эта цель групповая? Был такой анекдот в советсвое время: у человека справшивали, как он относится к политике партии правительства и последним решениям начальства. Он на все вопросы отвечал: «Я целиком одобряю и поддерживаю политику партии и правительства, начальств и пр.». «Но, позвольте, у Вас есть, в конце концов, собственное мнение хоть по какому нибудь вопоросу?» «Да, есть, но я его не одобряю и не поддерживаю».
Не вижу смысла открывать америку в определении категории "цель".
Вот определения на выбор
http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Здесь прямо упоминается существование групповых целей
http://slovari.yandex.ru/dict/gl_social/article/18/180_37.HTM?text=%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C
http://slovari.yandex.ru/dict/gl_social/article/180/180_374.HTM?text=%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Системный анализ рассматривает цель, как принадлежность многих сложных систем, в том числе и социальных.
По приведенным Вами ссылкам такое многообразие определений понятия, что просто непонятно, как еще люди понимают друг друга. Я не предлагал добавлять новые опредления понятия цели, а предлагал, использовать, по возможности, другие термины (вместо «цель»), уже существующие в тех ситуациях, когда эти термины позволяет более точно и однозначно описать смысл того, что требуется автору. В частности, если для Вас различение целей по уровням незначимо (во всяком случае, в Ваших постах Вы не указываете уровни, когда пишете «цель»), так и скажите, я уже третий пост подряд задаю Вам это вопрос.
В моей терминологии (в этом может быть путаница) цели двух соседних уровней связаны вопросом "для чего" или как достижение одной цели помогает достижению другой.
Можно видеть, что "попить чаю" есть цель более высокого уровня для "заварить" и "налить" и они все принадлежат мне.
Если организация имеет цель, то подцели могут принадлежать и всей организации и ее частям.
В том же примере с чаем мы вдвоем имеем общую цель попить чаю. С начала мы ставим общие подцели: купить заварку, заварить, налить. Затем разделяем на частные подцели: я даю деньги, Вы идете в магазин и покупаете, я кипячу воду, завариваю, наливаю.
Почему вызывает отрицание одновременное существование и целей системы разных уровней и целей подсистем разных уровней?
Вопрос пока даже не о связях между целями разных уровней, а о признании самого факта существования целей разных уровней и что это принципиально РАЗНОЕ. Важно не только признавать наличие целей разных уровней в ответ на прямой вопрос об их существовании, но и уточнять тогда, о каком именно уровне идет речь в конкретном утверждении, конкретном контексте.
Насчет отрицания существования целей разных уровней - я предлагал избегать употреблять термин "цель" применительно к показателям эффективности, которые уже настолько отчуждены от каких-бы то ни было конкретных лиц, что являются скорее атрибутами неких программно-техничесих механизмов, чем людей.
В качестве паллиативной меры - указывать на уровни целей и пояснять, как одни получены из других в конкретном проекте.