Я записался на семинар в надежде, что, вероятно, смогу приехать. Однако обстоятельства таковы, что скорее всего не приеду. Учитывая массовость семинара и ограниченность времени, думаю, нет смысла делать доклад, если я сам его не смогу представить. Предполагаемая тема была: Проблемы преподавания ВИ. Типичные ошибки, изложенные Коберном, имеют место. Но дополнительно есть еще ряд ошибок, с которыми сталкиваются мои студенты + те люди, которые обращались к нам на форуме. Правда выборка нет так значима, чтобы сделать окончательные выводы.
В качестве базовых проблем, как мне кажется, можно выделить проблему преподавания технологии программирования. Сейчас большое время уделяется вычислительным алгоритмам, невычислительные алгоритмы занимают очень малое время, практически не уделяется внимание получению навыков работы с интерфейсом, интерактивному режиму работы. Все это создает проблему восприятия системы как реактивной, а потому при написании вариантов использования, функции и реакции системы прописаны слабо и неясно, а зачастую делегируются исполнителям (которые на самом деле и являются действующими с системой лицами).
По словам студентов им не понятен переход от бизнес-уровня к системному. Кроме того, многие, например, не понимают, зачем уделять внимание бизнес-уровню ( скажем, что желает покупатель, когда приходит в магазин), если в дальнейшем многие действующие лица бизнес-уровня исчезают.
Прослушав в этом году около 50 защит диломных и курсовых работы, пришел к выводу, что за частую нет четкого понимания и разделения понятия заинтересованного лица и действующего лица. Типичная ошибка (правда при использовании DFD) - описывается контекстная диаграмма с системой в центре (например, ИС контроля исполнения исполнительных листов) и с внешними сущностями по периметру. Очевидно, что раз уже описывается ИС - как черный ящик, внешними по отношению к ней будут те внешние сущности, которые непосредственно взаимодействуют с системой. Однако реально в качестве внешних сущностей указывается: СУД, Взыскатель, Банк и т.п. В то время, как с системой работают только сотрудники одного из отделов ФКУ. И наоборот, в случае описания бизнес-системы или бизнес-процесса, вместе с внешними сущностями указываются и исполнители (т.е. вообще-то компоненты системы).
Таким образом можно сказать:
1. Нет четкого понимания что такое действующее лицо.
2. Кто и когда является действующим лицом и на каком уровне
3. Трудность в написания ВИ в стиле стимул-реакция, где реагирует именно система (почему-то возникает трудность именно в придумывании системы)