Как я писал ранее, я считаю, что навыки в области инженерии требований
нужны не только и не столько выделенным профессионалам в области анализа,
а таким представителям проектных ролей, как менеджер проекта, архитектор,
ведущий разработчик, проектировщик интерфейса, тимлид разработки, тестировщик.
Связано это с тем, что только в малом процентов проектов оправдано иметь выделенного аналитика.
Таким образом, если мы хотим повысить зрелость российской ИТ-индустрии в области анализа,
то, на мой взгляд, нужно заниматься подготовкой в этой области широкого круга ИТ-специальностей.
А потом уже часть из них вырастет до аналитиков.
Теперь посмотрим, что делают усилия по сертификации различных западных организаций в области ИТ-анализа.
IIBA требует для сдачи на CCBA 3500 часов работы аналитиком, что я округляю как 2 года работы.
Для сдачи на CBAP – 7000 часов, что равно приблизительно 4 годам работы.
Понятно, что у обычного ИТ-специалиста, который не является выделенным аналитиком,
подобный опыт может появиться только через 15-20 лет работы в индустрии.
Т.е. IIBA своей сертификацией решает задачу стратификации, секуляризации бизнес-аналитической «элиты»,
белой кости, которым важно отстроиться от основной массы «как-бы аналитиков» и
получить нужное уважение и отношение со стороны работодателей.
Т.е. если на западе работают сотни тысяч бизнес-аналитиков,
то процентов 10 из них получит IIBA-сертификацию и улучшение условий.
На российском рынке, по моим оценкам, работает до 10000 аналитиков и
вопрос стратификации для них не стоит так остро, как на Западе.
И в этом смысле в плане сертификации мне гораздо больше импонируют подходы IREB и REQB,
которые предлагаю сертификацию знаний в области инженерии требований для широкого круга ит-специалистов
без обязательной дедовщины («мы страдали и ты пострадай») в тысячах часов работы.
С их подходами гораздо больше шансов повысить зрелость работы с требованиями
в большинстве российских ИТ-проектов, в 90% которых нет выделенного аналитика,
и в 80% которых такое выделение действительно неэффективно.