Кажется знаний по предложенной теме столько, что можно написать пару диссертаций. Однако когда пытаешься применить эти знания, возникает ощущение чего-то недодуманного и недопонятого.
Имеет ли смысл говорить о типах вариантов использования?
По крайней мере, различают ВИ уровня бизнеса и уровня системы или системные варианты использования.
Можно сказать наверное так, варианты использования бизнеса описывают использование бизнес-системы с точки зрения внешних по отношению к ней систем и акторов (клиентов, партнеров, поставщиков, фискальных и государственных органов и т.п.)
Т.е. если клиент-покупатель идет в магазин, то с его позиции бизнес-система магазин должна Продать нужный ему товар (цель клиента купить что-то, а задача системы продать это что-то). Или клиент банка желает получить кредит в банке, это означает, что с его точки зрения банк как бизнес-система должна ПРЕДОСТАВИТЬ кредит. Надеюсь я правильно расставляю акценты? То есть если описывать ДВИ этого уровня, то варианты использования должны формулироваться с позиции того, что бизнес-система должна (или что ожидает клиент) сделать для внешней сущности.
Если затем мы рассматриваем варианты использования системного уровня (подразумевая в этом случае систему автоматизации некоторой деятельности), то они также должны формулироваться в терминах того, что данная система автоматизации должна делать для уже пользователя системы автоматизации.
Т.е. если клиент желает КУПИТЬ товар, то магазин должен ПРОДАТЬ его, а система учета продаж должна ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ продажу. Возможно вариант использования уровня бизнеса может реализовываться, обеспечиваться набором вариантов использования системного уровня (имея в виду систему автоматизации).
Тогда при анализе мы формулируем сначала цели бизнес-акторов (условно говоря пользователей бизнес-системы), эти цели бизнес-акторов трансформируются в варианты использования бизнес-системы, но уже с точки зрения задач бизнес-системы. Задача бизнес-системы - это уже уровень цели исполнителя - пользователя системы автоматизации, которые в свою очередь трансформируются в задачи системы автоматизации.
Правильно ли я выстраиваю цепочку рассуждений?
Можно ли сказать, что задачи бизнес-системы, которые мы предполагаем автоматизировать есть features системы автоматизации или все-таки это уже системные варианты использования, т.е. задачи системы автоматизации?
Для усиления момента рассмотрим такой пример.
Цель клиента снять номер гостиницы. Задача гостиницы этом случае предоставить номер или обслужить клиента. Если мы пытаемсяавтоматизировать этот процесс, то варианты системного уровня могут быть: осуществить поиск свободных номеров, зарегистрировать заказ номера, вести учет оказываемых услуг, произвести расчет клиента?