Концептульная модель системы мониторинга подвижных и стационарных объектов(Прочитано 16201 раз)
Здравствуйте!

Так получилось, что мне пришлось изучать UML. И чем быстрее я смогу как-то строить модели, тем лучше :)
Задача такова: Есть система мониторинга подвижных и стационарных объектов. В ее состав входят собственно подвижные и стационарные объекты и пункты сбора информации. Объекты собирают со своих датчиков информацию и отправляют ее Пунктам сбора посредством сетей связи (их может быть несколько). Стационарные и подвижные объекты также могут обмениваться данными с помощью сетей связи. Нужно построить концептуальную модель данной системы.

Решила начать с самого  глобального: построить диаграмму классов, где можно выделить связи взаимодействия всех компонентов системы. Получила: класс подвижных объектов, класс стационарных объектов и класс пунктов сбора информации. Сети связи представила классом n-арной ассоциации.  Можно ли так делать? Или лучше использовать отношение зависимости? В классах нет еще всех атбибутов, но мне главное понять правильно ли я  сделала сейчас диаграмму, а следующим шагом я уже буду уделять внимание атрибутам.
Буду признательна за помощь.

« Последнее редактирование: 09 Июня 2011, 14:48:52 от Lillu »



ДК неверная.

Подвижные объекты и стационарные объекты - это представители каких-то объектов, т.е. обладают общим и чем-то различаются.

Тренарная ассоциация должна иметь основание - опишите ее словами, приведите образцы диаграмма объектов (экземпляров классов)

Что такое Класс связи



ДК неверная.

Тренарная ассоциация должна иметь основание - опишите ее словами, приведите образцы диаграмма объектов (экземпляров классов)

Что такое Класс связи

В "Класс связи" я решила поместить все сети связи, использующиеся в проекте (GSM, UMTS и пр.), в конечном счете у них одни атрибуты.
Тренарную ассоциацию поместила, но, честно говоря, так до конца и не поняла ее смысла. (не огли бы вы пояснить, каково ее предназначение?) Ведь "Класс связи" должен предоставлять услуги связи другим классам. Т.е. это инструмент с помощью которого объекты системы обмениваются данными.

Подвижные объекты и стационарные объекты - это представители каких-то объектов, т.е. обладают общим и чем-то различаются.
Здесь немного не поняла... Действительно, подвижные и стационарные объекты похожи. И многие атрибуты у них одинаковые. Значит ли это, что мне необходимо выделить некий класс "Объекты", наследниками которого будут мои классы подвижных и стационарных объектов?



Может я внесу ясность...под подвижными и стационарными объектами я здесь понимаю аппаратные блоки, устанавливаемые на транспортные средства, например, и дома. То есть это трекеры, основной задачей которых является сбор информации с контролируемого объекта (дома или машины) и передачи ее в Пункт сбора информации.



Про необходимость ввода родительского класса для объектов мониторинга написал Galogen.
Объекты мониторинга содержат Датчики, имеет смысл для них сделать свой класс. Датчики связаны с объектами мониторинга отношением композиции, многие к одному.
Чем принципиально отличаются подвижный объект от неподвижного, за исключением того что георгафическое положение подвижного меняется?
В вашем примере не понятно назначение сущности (класса) "Пункта сбора информации"
Какая у него цель, что этот класс выполняет?
Не понятна фраза "Стационарные и подвижные объекты также могут обмениваться данными с помощью сетей связи", они что передают данные друг другу? Если да то какие направления передачи возможны, например только от подвижных в стационарные или двунаправленная. Ну допустим они обменялись какой-то информацией а какая цель? Возможно что в этом случае объект играет роль пункта сбора информации.
« Последнее редактирование: 09 Июня 2011, 16:17:18 от DinamoYA »



В вашем примере не понятно назначение сущности (класса) "Пункта сбора информации"
Какая у него цель, что этот класс выполняет?
Не понятна фраза "Стационарные и подвижные объекты также могут обмениваться данными с помощью сетей связи", они что передают данные друг другу? Если да то какие направления передачи возможны, например только от подвижных в стационарные или двунаправленная. Ну допустим они обменялись какой-то информацией а какая цель? Возможно что в этом случае объект играет роль пункта сбора информации.
Основной целью Пункта сбора является собственно сбор информации и ее последующий анализ. Однако, я пока не хочу вдаваться в подробности как это там происходит, потому как основной задачей сейчас для меня является построение концептуальной модели системы с точки зрения взаимодейтсвия ее компонентов. (кто с кем обменивается информацией, какими данными и пр.)

Стационарные и диспетчерские объекты могут обмениваться информацией. Прошу прощения, не описала все сразу :( Может быть два режима взаимодейтсвия объектов: централизованный (когда объект через сеть связи сразу передает свои данные на Пункт сбора) и децентрализованный (когда информация передается скачкообразно по объектам в сети (как в режиме mesh-сети)) Через эти "скачки" информация передается Пункту сбора. Таким образом, объекты сети -пунктами сбора информации не являются.



Основной целью Пункта сбора является сбор информации и ее последующий анализ.
Раз у вас инициатором передачи информации является объект сети (объект мониторинга) а приемником Пункт (и обратной связи не предусмотрено) на диаграмме классов можно это отобразить отношением зависимости с текстом "Передает информацию", направление от Объекта мониторинга к Пункту сбора.



Господа! спасибо за советы! Сижу обдумываю.

На самом деле задача мне кажется далеко не тривиальной, а поскольку я абсолютный новичок, то у меня больше вопросов, чем ответов. Но обратиться мне не к кому, так что вы моя надежда. Может быть я постигну хоть как-то данную науку под названием UML.

Поскольку сразу всю систему мне описать довольно тяжело (ум за разум заходит), я решила проектировать концептуальную модель по частям. Буду признательна за критику, советы и пр.
для начала, я поняла, что не совсем корректно описала задачу, поэтому опубликую ее в следующем посте.



Итак.
В состав системы мониторинга входят:
–бортовые устройства или трекеры – устройства, устанавливаемые на подвижных объектах и собирающие информацию о технических и эксплуатационных характеристиках подвижных объектов, а также информацию, полученную с GPS/ГЛОНАСС приемников, и передающих их пунктам сбора информации (ПСИ);
–трекеры стационарных объектов  – устройства, устанавливаемые на неподвижных объектах, и собирающих информацию о них, и передающих их ПСИ (в качестве объектов может быть квартира, тел.щиток и др.)
–ПСИ – пункты, выполняющие функции сбора, анализа и хранения информации, полученной от трекеров стационарных и подвижных объектов.

Взаимодействие всех компонентов системы осуществляется с помощью сетей беспроводной передачи данных разных стандартов. Взаимодействие может быть централизованным и децентрализованным (в зависимости от стандарта передачи данных).
Под централизованным понимается такое взаимодействие, при котором объекты системы (трекеры и ПСИ) используют сеть с централизованной структурой (т.е. когда информация, попадая в сеть, сразу передается пункту-получателю).
Под децентрализованным взаимодействием понимается скачкообразная передача данных (т.е. когда информация передается от трекера-источника к ПСИ через другие объекты системы).
Отметим, что трекеры подвижных объектов могут передавать 4 вида информации: мультимедиа, телеметрия, голос и sms сообщения. Причем очевидно, что передавать эти данные объект может как последовательно, так и параллельно друг с другом. Трекеры стационарных объектов оперируют только телеметрическими данными и sms-сообщениями.
Телеметрические пакеты формируются на основе информации принятой трекером от датчиков, сетевых шин и систем навигации контролируемого объекта.
ПСИ также могут передавать данные объектам системы: это могут быть служебные сообщения.




Если начать с малого...
Скаже, изобразить объекты и их свойства. Я попробовала это сделать, вот что получилось...

Однако, мне непоятно как изобразить типы передаваемых данных: мультимедиа, телеметрия, голос и SMS? в качестве объектов класса данные? Или как отдельные классы?



Цитата: Lillu
Однако, мне непоятно как изобразить типы передаваемых данных: мультимедиа, телеметрия, голос и SMS? в качестве объектов класса данные? Или как отдельные классы?

Скорее это класс "Каналы передачи данных", у них свои свойства: среда передачи данных, протоколы, скорости и т.д. и т.п.
По сути Объекты (или устройства) соединяются друг с другом посредством определенных каналов: одни могут обмениваться только по каналам одного типа, другие по каким-то другим или комбинации первых и вторых и т.п.

Я бы предложил определить классы устройств, классы каналов, классы передаваемых данных (пакетов данных), плюс классы управляющих сигналов (или как они там называются), ну а потом отрисовать сначала обобщенную схему классов, где представлены родительские объекты этих классов, и постепенно спускаясь к конкретным классам конкретных взаимодействующих объектов, также отражая эти взаимодействия на соответствующей диаграмме.

P.S. вообще я бы посоветовал не решать одновременно две непонятные задачи: выполнять формализацию предметной области и изучать UML. лучше начать с первой и, когда с ней станет все ясно,  переходить к ее описанию с использованием некоторого стандартизованного синтаксиса (того же UML)
« Последнее редактирование: 10 Июня 2011, 23:07:52 от Водолей »
Лью воду...



Спасибо за ответы.

Господа, я правда не пойму какой тип отношения я могу использовать для связи объектов и Пунктов сбора. В случае, если бы мне не надо было бы отразить сети связи, я использовала бы простое отношение Ассоциации. Однако, у меня есть класс Связи (или класс каналов передачи данных). В этом случае объекты и Пункты сбора используют данный класс как инструмент для осуществления взаимодействия. Следует ли из этого, что мне необходимо применить отношение зависимости между ОБъектами и Классом связи, и, между Пунктом сбора и Классом связи. А прямое отношение между Пунктоами сбора и объектами опустить?
Проиллюстрирую сказанное.
« Последнее редактирование: 14 Июня 2011, 12:36:57 от Lillu »



вообще говоря, канал - это не взаимодействие. объекты, каналы, пункты представляют собой своего рода схему "соединений", а не взаимодействий. взаимодействия возможны уже потом, когда "соединение установлено" (либо оно существует постоянно, в зависимости от существующих правил работы оборудования)
для начала следовало бы задать правильные вопросы в отношении их отношений (пардон за тавтологию). например, "зачем нужны объектам пункты сбора?" очевидный ответ - "для того, чтобы передавать сообщения (из точки А в точку Б)"
насколько я понял вашу ситуацию, вся суть системы: обмен сообщениями различного характера.
ну а потом уже будут вопросы, типа, "что такое сообщение?", "в каких случаях они передаются?", "какие каналы используются для их передачи в тех или иных случаях?", "передаются ли определенные сообщения только по определенным каналам?", "как определить какие каналы доступны в данный момент?" и т.д. и т.п. 
Лью воду...



вообще говоря, канал - это не взаимодействие. объекты, каналы, пункты представляют собой своего рода схему "соединений", а не взаимодействий. взаимодействия возможны уже потом, когда "соединение установлено" (либо оно существует постоянно, в зависимости от существующих правил работы оборудования)
для начала следовало бы задать правильные вопросы в отношении их отношений (пардон за тавтологию). например, "зачем нужны объектам пункты сбора?" очевидный ответ - "для того, чтобы передавать сообщения (из точки А в точку Б)"
насколько я понял вашу ситуацию, вся суть системы: обмен сообщениями различного характера.
ну а потом уже будут вопросы, типа, "что такое сообщение?", "в каких случаях они передаются?", "какие каналы используются для их передачи в тех или иных случаях?", "передаются ли определенные сообщения только по определенным каналам?", "как определить какие каналы доступны в данный момент?" и т.д. и т.п. 
Вы абсолютно правильно меня поняли. Однако же мне для начала надо построить схему "соединений" без какой-либо детализации. А я, к сожалению, не могу понять как должны быть "соеденены" классы объектов и пункутов сбора, и как они вообще соотносятся с "каналами связи".
Можеты быть у кого есть какие-либо мысли по этому поводу? Подскажите, пожалуйста, или направьте куда следует :)



забудьте на время о классах, диаграммах. пока вы не будет понимать вашу систему на уровне предметной области, без какого бы то ни было UML, вы будете себя постоянно запутывать

нарисуйте на листочке бумаги максимально простую схему, где будут изображены ваши объекты в виде машинок, антеннок, коробочек, проводов, электромагнитных волн и чего угодно подобного... покажите на ней обычными стрелочками что куда идет, даже безотносительно протоколов, видов сообщений и т.п.
разберетесь и тогда вам будет значительно легче анализировать эту информацию и строить необходимые для задачи сущности...
Лью воду...




 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19