Shur, спасибо за конструктивный ответ, теперь есть над чем подумать.
Приходится делать диаграммы в ARIS'е, а с наиболее простыми методологиями там есть некоторые проблемы Но это не суть, рисовалка она и в Африке рисовалка. Текущий проект с бизнес-процессами очень косвенно связан, это лишь отправная точка для понимая бизнеса, естественно и требования к БП наиболее лояльные. Поэтому с такой степенью подробности, которую предлагает IDEF0 (или мне ближе DFD), к сожалению, просто возможности не имею изобразить. Поэтому даже не говорю об арисовском eEPC... хотя хотелось бы. В любом случае, Вы правы, надо выделить существенные блоки по видам деятельности, чтобы от них можно было отталкиваться...
Диаграмма визуально ужасно воспринимается, очень тяжелая. Для понимания человека, который не работает с БП, нужно делать диаграммы "каскадно"-структурированные, что далеко не всегда оказывается возможным.
Жаль, что у Вас нет возможности рисовать в BPwin. Там есть возможность автоматического "проваливания" связей между блоками верхней диаграммы на нижний уровень. Например, нарисовали биллинг и обслуживание сетей/ ремонты на верхнем уровне. Нарисовали связь между ними. Кликаете на один "ящик" вида деятельности в IDEF0, проваливатесь внутрь него на нижний уровень. А Вас там уже ожидает стрелочка от нарисованной на врехнем уровне связи. Если например, эта стрелочка исходящая заявка от биллинга для обслуживания сетей, иногда приходится подумать из какого "яшика" нижнего уровня (подфункции биллинга) нужно делать эту стрелочку исходящией.
К сожалению, не знаю есть ли в ARIS такой контроль связей на разных уровнях (а то можно нарисовать связь между деятельностями на одном уровне и потерять на другом - вложенном уровне, если делать все совсем врукопашную, скажем в Visio). Удобство выбора нотации заключается еще и в возможности использования инструмента рисования диаграмм, который будет в нужное время "хватать за руку" и отслеживать хотя бы правильность сопряжения диаграмм разного уровня (так сказать, на уровне диаграммного синтаксиса).
Вот я про что и говорю! И даже в своем процессе через два месяца не разберусь :-)))) В принципе существующее "нечно" де факто утверждено в группе, но с различием в нюансах. Как раз и хочу подобрать хитрую методологию, чтоб никому переучиваться не пришлось и визуально понятно было. - "интуитивно-понятную методологию"
Вот как раз сейчас вопрос возник: Для правильного составления диаграмм желательно придерживаться одного уровня декомпозиции... Как себя проверить - не спустился ли я на более низкий уровень или наоборот?
Не очень понятно, в чем может быть проблема: если Вы на время забудте про уже нарисовнную диаграмму в Excel и нарисуете в IDEF0 как устроена организация на верхнем уровне (например, по видам специализированной детельности, как я предложил выше), то у Вас должно получить 3-4 блока, внутрь которых нужно класть то что нарисовано в Excel. То, что сложно положить внутрь конкретного блока, например, что нибудь связанное с финансовыми отношениями, нужно заводить отдельный блок (вид деятельности) верхнего уровня.
Такая врехнеуровневая нарезка на блоки очень небезобидное занятие, правила её выполнения не могут сведены к формальным синтаксическим и даже универсальным семантическим правилам. Фактически нарезка на такие блоки может задавать то, что назвается "система управления бизнесом". И возможны РАЗНЫЕ нарезки, которые соответствуют разным "системам управления". Если получится, что предлагаемая система управления не соответствутет фактически используемой в жизни, Вас точно не поймут. Может быть Ваша схема (система управления) отличная от фактической будет и лучше для бизнеса, но Вам придется её отдельно отстаивать и аргументировать. У Вас уже есть сформулированные требования к критериям качества, эффективности системы? Что она должна дать для бизнеса? Очень важно, чтобы предалагаемая вами структура (верхнеурневая режде всего) могла быть объяснена и обоснована с точки зрения этих целей.
Например, "нарезка" по видам деятельности, которую я предложил выше, может быть не единственным возможным вариантом. Биллинг и обслуживание сетей может быть объединено в один верхнеуровневый производственно-технической блок , а договорная работа, решение вопросов подключения клиентов, рабор жалоб, и предъявление исков и претензий выделен самостоятельный блок клиентского обслуживания. Постарайтесь критически отнестись к моим конкретным предложениям по выделению верхнеуровневых блоков, вы всё-таки ближе к конкретике Вашего проекта. Я предложил пример, чтобы проиллюстировать принцип.
Возможно, потребуется рассмотреть, несколько вариантов и лучше бы если последнее слово было за теми, кто реально по этой схеме управления будет работать: обсудите (итеративно, по мере увложения схемы) возможные варианты со специалистами Ваших предметных областей, особенно ответственных за принятие решений. Удачи.