2 WJ:
составление отчетности - это бизнес-функция. Не путайте
составление отчётности подразумевает получение данных из различных источников, их агрегацию, составление отчёта по стандартной форме (всё это и много другое в какой угодно детальности). Причём вся эта последовательность действий (функций) повторяется каждый раз при составлении отчёта, допустим ежеквартально. По-моему - это процесс. Если исходить из определения ИСО 9000 - это процесс, если из определения Репина Елефёрова - процесс... ИДС Шеер в своём проекте в компании N без колебаний отнёс это к разраду обеспечивающих процессов.
Если уж на то пошло, то ИДС процессом называл и одну единственную функция (замечу, при заданном уровне детализации), которая относилась к определённой обособленной от остальных предметной области и периодически инициировалась определёнными событиями. О кроссфункциональности, ясное дело, речи не идёт.
Существуют процессы, добавляющие ценность, и процессы, добавляющие стоимость (как правило, это внутренние процессы). К примеру, процесс увольнения сотрудника (начиная с подачи заявления, включая подписание бегунка, размещение заявки на замещение вакансии, истребования задолженностей, получения выходного пособия и проч.) - это внутренний процесс, ценности для конечного заказчика он не представляет, затраты увеличивает. Но при этом он действительно необходим.
Опять повторюсь, помимо внешних потребителей есть внутренние, для которых эти самые обеспечивающие процессы создают ценность. Если уж так хочется, то опосредованно, создавая ценность для внутренних потребителей и создавая условия для функционирования всей организации, такие процессы создают ценность и для внешних потребителей.
Про воркфлоу и их отличие от бизнес-процессов немного не понял, буду благодарен за пояснение.