Напрасный труд?
Основной продукт деятельности аналитиков — документация. Документация может быть для пользователей и для разработчиков, может быть с картинками и без. Аналитическая документация должна быть обязательно непротиворечивой и достаточной для тех целей, для которых она создается.
Безусловно, это требует немалых сил. Тем более, если документы снабжать диаграммами и иллюстрациями, тем более, если выдерживать строгость и непротиворечивость. Часто у моих коллег-аналитиков пропадает мотивация создавать и "вычесывать" документы, потому что случается, что эти документы никто не читает.
Действительно, такое бывает. Немалое количество текста просто ложится в базы знаний мертвым грузом, и дело до этого текста никогда не доходит. Поделюсь своими мыслями в контексте этой проблемы.
Если документ никто не читал, это не значит, что он разработан зря, и вот почему.
1. Формирование документа позволяет привести мысли в порядок. Аналитик обязан досконально разбираться в задаче, лучше всех: лучше разработчика, лучше тестировщика, лучше любого пользователя, заказчика и вообще лучше всех на планете. Составление документов способствует этому: мысли выстраиваются в четкие логические цепочки, устраняются противоречия. Понаблюдайте за собой: в процессе написания документа обязательно возникают вопросы, о которых вы не думали раньше, хотя садились за работу уже будучи уверенными в полном понимании ситуации.
2. Документация может понадобиться сильно позже, чем написана. По идее, разработчик должен ознакомиться с докой и позже приступить к реализации. Часто этого не происходит. Но на этапе контроля качества оказывается, что требования выполнены не полностью. И тут-то вступает в игру покрытая пылью документация, которая определяет, кто прав. Справедливости ради нужно отметить, что иногда неточности бывают и в работе аналитика, когда упущена какая-то важная деталь.
3. Аналитик отвечает за требования. Читает их кто-то или нет, мы несем ответственность. Исправление косяков, допущенных на этапе анализа, стоит намного дороже, чем исправление косяков на этапе разработки. Поэтому ответственность у нас выше. Даже если документ никто не читал, наш долг перед родиной выполнен. Наш стимул в том, что если когда-нибудь кто-нибудь попробует проверить качество нашей работы, нам не о чем беспокоиться.
Для того, чтобы бороться с удручающим чувством бесполезной работы, предлагаю следующие методы.
1. Делитесь работой с коллегами. Просите сидящего рядом аналитика прочитать и попробовать разобраться в написанном. Это поможет вам устранить эффект "замыленного глаза", а также справиться с синдромом бессмысленной работы: как минимум, один лайк у вас уже будет.
2. Публикуйте документ. Когда он закончен, закиньте ссылку команде в общий чат или раздайте персонально. Вероятно, найдутся интересующиеся.
3. При любой возможности ссылайтесь на документ. При обсуждениях, на митингах, в описаниях дефектов. Формируйте уверенность в том, что аналитик уже обо всём подумал. Формируйте доверие.